Народная артистка СССР Вера Васильева. Графиня из коммуналки
Трудно себе представить, но 93-летняя народная артистка СССР Вера Васильева, та самая, которую мы так любим за роль графини Розины в «Женитьбе Фигаро», сегодня выходит на сцену в пяти спектаклях, и все ее роли — главные.
Вера Кузьминична родилась в центре Москвы, уже много лет живет в доме в арбатском переулке. Столица для нее — источник вдохновения, черты ее обитателей складываются для актрисы в те образы, которые она воплощает на сцене.
— Вера Кузьминична, как прошло ваше детство?
— Москва — мой родной город, я себя не мыслю без его переулков, скверов, бульваров. Я родилась в Гусятниковом переулке, недалеко от Мясницкой улицы. Жили мы скромно, даже бедновато: отец работал и кормил нашу большую семью, а мама сидела с детьми. Жили мы в коммуналке. Наши соседи, обитавшие в каждой из комнат, мне очень напоминают сегодня персонажей из рассказов Зощенко. Хорошо помню старушку Марию Ионовну, благородную, как мадригал, «из бывших», но какую-то замученную. Она напоминала тень, быстро что-то варила в кастрюльке на керосинке, ни с кем не общалась, молча исчезала в своей темной комнате. Ее дочки, Аннета и Маруся, напоминали мать, такие же пугливые и одинокие. Они никогда не общались с квартирными детьми, никогда ни о чем не спрашивали, ничем не угощали. Как жаль, что я так мало о них знаю. И если бы мне сейчас предстояло играть в спектакле одинокую пугливую женщину, я бы прежде всего вспомнила бледные лица соседок, их липкий страх.
— А как делилось коммунальное пространство кухни?
— Комнаты топились печками, дрова свозили и пилили прямо на кухне. У каждой семьи была определенная часть стола, стоял примус, керосинка, ржавая раковина была общей. В подполе хранились картошка и кадки нашинкованной капусты — так мы тогда, в 30-е годы, питались.
— Как же в вашу жизнь ворвался театр?
— Я случайно попала в Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко на «Царскую невесту». Очарованная действом, я после прихода домой организовала под столом шатер и запела нечто похожее на оперу. Это стало точкой отсчета — оставаясь в одиночестве, я мастерила себе костюмы, украшала голову шляпами и пела.
— В 1943 году вы стали студенткой театрального училища и очень быстро попали в кино к самому Пырьеву.
— Я решила попытать счастья в театральном и, к своему удивлению, поступила. Рядом учились многие впоследствии известные артисты — Олечка Аросева, например. Она уже тогда собирала вокруг себя толпы поклонников. Молодежь всегда хохотала над ее анекдотами. А к Пырьеву я попала так: в раздевалке у зеркала, примеряя капор (я была одета в бедное пальтишко, низкий каблучок), я увидела пристально смотревшую на меня женщину. Это была ассистентка по актерам фильма «Сказание о земле Сибирской». После этой картины группе дали Сталинскую премию.
— Что вы чувствовали, когда вам ее вручали?
— Я к премии представлена не была, но мне потом рассказали, что Сталин, посмотрев наш фильм, спросил: «А где нашли эту прелесть?» И меня тут же включили в список. К обрушившейся славе я готова не была и всячески тушевалась.
— А как вы оказались в гремевшем на всю страну Театре сатиры?
— Я была принята на роль Лизоньки Синичкиной в ставившийся водевиль «Лев Гурыч Синичкин». Известный театр, чудесная роль, и для меня сбылись наконец-то мечты о сцене. Судьба баловала меня. Я всегда считала Театр сатиры своим родным домом. Никогда не видела там от людей зла. На этой сцене мне выпало счастье работать вместе с Георгием Менглетом, Анатолием Папановым, Андреем Мироновым, Спартаком Мишулиным, Ольгой Аросевой, Александром Ширвиндтом. Размышляя о своей жизни, я в день 93-летия решилась на новый и очень откровенный спектакль «Вера» в родном театре. Мне всегда хотелось рассказать зрителям о трудностях и радостях нашей профессии. Это исповедь, это моя правда, моя благодарность тем ролям, которые помогали мне жить и одарили меня богатством своей личности.
СПРАВКА
Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве. Дебютировала в кино в картине «Близнецы». Ее фильмография насчитывает более 40 картин. С 1948 года — актриса Московского академического театра сатиры. Сыграла свыше 60 ролей. Лауреат двух Сталинских премий (1948, 1951).