Велосипед-паук и тарелка с машинным маслом: «Ночь музеев» прошла в Государственном музее спорта

Посетители в зале «Хоккей». Фото предоставила пресс-служба Государственного музея спорта

В ночь на 19 мая в столице прошла ежегодная всероссийская акция «Ночь музеев». С такими площадками, как Третьяковская галерея, Государственный музей имени Пушкина и Центр современного искусства «Артплей» горожане уже хорошо знакомы, а о Государственном музее спорта говорят мало, хотя там, безусловно, есть на что посмотреть. Корреспондент газеты «Москва.Центр» побывала там и поделилась своими впечатлениями.

Стерильный музей внутри

Зарождение спорта в подвале. Фото: Екатерина Мельниченко
Зарождение спорта в подвале. Фото: Екатерина Мельниченко

Пожалуй, эту историю можно начать так: в Казаковском переулке, недалеко от Курского вокзала, притаился среди домов Государственный музей спорта. Но нет, это не музей тут притаился, наоборот, это окружающие дома спрятались в тени усадьбы Разумовского начала XIX века.

На улице перед входом продавали сахарную вату и мороженое, играл диджей, работал импровизированный блошиный рынок.

Внутри музей выглядел стерильным, и это легко объяснить: он открылся в 2017 году, посетители еще не успели обтереть стены, разбить плитку и подпортить экспонаты.

Люди казались чересчур серьезными, рассматривая экспонаты.

Зал «Зарождение спорта» и велосипед-паук

Зал «Зарождение спорта» находится на цокольном этаже. И, пожалуй, это самое интересное место в музее.

Старые коньки. Фото: Екатерина Мельниченко
Старые коньки. Фото: Екатерина Мельниченко

Экскурсовод подвела посетителей к одной из витрин, где за стеклом лежали почтовые открытки, первые медали фигуристов, громоздкие снегоступы. Кроме того, гости увидели старые фигурные коньки. Раньше они были как высокие сапоги, по колено на шнуровке, ужасно неудобные.

Вы знали, что первые коньки делали из дерева и кожаными ремнями привязывали к ботинкам? Правда, запаса прочности хватало всего на одно катание, после чего их выбрасывали.

Есть здесь витрины, посвященные конному спорту, авто- и велогонкам, единоборствам, плаванию. В зале стоит старый автомобиль, под потолком висят модели дирижаблей, воздушных шаров и самолетов.

Иван Поддубный в музее. Фото: Екатерина Мельниченко
Иван Поддубный в музее. Фото: Екатерина Мельниченко

На импровизированной сцене с красным бархатным занавесом стоит устрашающая фигура одного из самых выдающихся борцов мира Ивана Поддубного в окружении различных гирь. Этот экспонат можно потрогать. А еще сфотографироваться в старом автомобиле.

В центре зала под стеклянным куполом прячется большеколесный велосипед-паук конца XIX века, символ музея.

Велосипед-паук. Фото: Екатерина Мельниченко
Велосипед-паук. Фото: Екатерина Мельниченко

Наклейка на стекле гласит, что передвижение на «пауке» было довольно опасным, этому способствовала большая высота сидения и смещенный к переднему колесу центр тяжести. На такой велосипед тяжело залезть и легко свалиться с него. Но он не выглядит опасным, скорее неповоротливым и каким-то цирковым.

В углу зала находится какое-то деревянное сооружение, похожее на камеру пыток. Может, это так наказывали нерадивых юных спортсменов: привязывали к деревяшке и пытали? Подходим ближе и выдыхаем — всего лишь тренажер для академической гребли. Конец XIX века, дерево.

То, что нельзя трогать руками

Мячи, которые все хотели потрогать. Фото: Екатерина Мельниченко
Мячи, которые все хотели потрогать. Фото: Екатерина Мельниченко

— Пожалуйста, ничего нельзя трогать! — говорит уже другому маленькому мальчику смотритель в зале «Футбол», и это первое, что я здесь слышу.

На стене висят футбольные мячи с автографами выдающихся игроков, членов сборных команд СССР и России разных лет. Например, Алексея Смертина, Сергея Кирьякова, Ахрика Цвейбы, Александра Панова, Юрия Гаврилова и Дмитрия Каюмова. Именно его мяч любопытные дети пытались отодрать от стены чаще всего.

Помимо кубков, фотографий сборных с чемпионатов и спортивной формы, в этом зале были еще очки виртуальной реальности, надев которые можно было отправиться в тур по стадионам. Вот это детям особенно понравилось.

Из открытой двери в зал «Технические виды спорта» до моего носа дополз характерный запах бензина и горького машинного масла. 

В зале с приглушенным светом поблескивали за стеклами награды и стояли четыре мотоцикла. Некоторые из них новые, другие выглядели так, будто стоит до них дотронуться — и они развалятся на части.

Мотоцикл в зале «Технические виды спорта». Фото: Екатерина Мельниченко
Мотоцикл в зале «Технические виды спорта». Фото: Екатерина Мельниченко

Под одним из мотоциклов стояла тарелочка с цветочками, в которую была налита какая-то грязная жижа.

Тарелочка под мотоциклом. Фото: Екатерина Мельниченко
Тарелочка под мотоциклом. Фото: Екатерина Мельниченко

— Это машинное масло, — объяснил мне подошедший экскурсовод, заметив мой интерес к содержимому тарелки. — Оно иногда капает. В наш музей мотоцикл таким передали.

— То есть эти мотоциклы все на ходу? — спросила я.

— Конечно! Только пробовать здесь это никто не будет, — ответил мне экскурсовод.

Подошла к другому мотоциклу.

— А почему у него такие колеса странные? — поинтересовалась я.

— Специальные шипы. Это мотоцикл ЯВА-спидвей для мотогонок на льду. Самый опасный среди своих «собратьев». Раньше он принадлежал Андрею Ермакову, мастеру спорта и призеру чемпионата России. Потом его передали нам в коллекцию, — рассказал экскурсовод.

Эврика! Здесь все же можно потрогать колючее колесо старого мотоцикла!

Острые шипы на колесах. Фото: Екатерина Мельниченко
Острые шипы на колесах. Фото: Екатерина Мельниченко

Интересный в этом зале потолок. Он напоминает компьютерную микросхему и одновременно что-то космическое. Впрочем, компьютерную микросхему в зале «Технические виды спорта» объяснить можно тем, что техника и спорт всегда были тесно связаны.

Было в музее несколько других залов, о которых следует упомянуть. В зале «Хоккей» интересны не столько предметы на стенах, сколько предметы на полу.

Экспонаты под ногами. Фото: Екатерина Мельниченко
Экспонаты под ногами. Фото: Екатерина Мельниченко

В квадратных ячейках под толстым стеклом лежат шайбы сборных, коньки известных хоккеистов, игрушки, кепки и элементы спортивной формы. Стоишь и смотришь в пол. Эффектно все устроено. В витринах висит подписанная хоккеистами форма, клюшки и трофеи того времени, когда сборная СССР по хоккею поднималась на высшую ступеньку пьедестала почета и побеждала на Олимпийских играх.

На втором этаже музея выставили костюмы, награды, мячи и коньки современных олимпийских чемпионов с конца 90-х, спортивные трофеи с Олимпийских игр в Сочи и Рио-де-Жанейро.

Трофеи олимпиад. Фото: Екатерина Мельниченко
Трофеи олимпиад. Фото: Екатерина Мельниченко

«Гвоздь программы», которого нужно было дождаться

Под открытым небом для детей проходил пленэр, где участники увлеченно копировали комиксы под руководством художников.

Дети рисуют комиксы. Фото: Екатерина Мельниченко
Дети рисуют комиксы. Фото: Екатерина Мельниченко

В 20:25 все же началась третья обзорная экскурсия — самое интересное мероприятие на этой площадке, по словам смотрителей.

Строительство усадьбы Разумовского началось в 1799 и продолжалось до 1802 года. Раньше считали, что архитектором был Матвей Казаков, потом — английский ландшафтный дизайнер Адам Менелас, потому что его имя значится на немногочисленных сохранившихся до сегодняшнего времени бумагах и планах. Затем выяснилось, что он был человеком без архитектурного образования, так что вряд ли ему оказалось по силам строительство такой большой усадьбы, скорее всего, он лишь разбил красивый парк перед дворцом и пруды. Сейчас считают, что построил усадьбу Николай Львов, чье имя в документах нигде не упоминается.

Усадьба Разумовского. Фото: Екатерина Мельниченко
Усадьба Разумовского. Фото: Екатерина Мельниченко

Ионические колонны, бирюзовый купол, балконы, львы на фасаде, фонтан — все это выглядит очень красиво и одиноко, потому что здесь нет толп туристов, да и чтобы посетить музей спорта в обычные дни, нужна предварительная регистрация.

Раньше на территории усадьбы проходили балы и гулянья, для знатных гостей проводили показательный сенокос. Некоторое время усадьба Разумовского была одним из самых красивых мест столицы, а потом — продана за бесценок сыном Разумовского.

После революции, как и любой красивый пережиток царской России, усадьба оказалась передана под нужды народа. По распоряжению Ленина там был открыт Московский институт физической культуры. Прекрасные двери и паркеты сохранились, а вот внутренняя обстановка нет: во дворце устроили спортивный зал, затем коммуналку. Парк зарос, пруды засыпали, на их месте построили стадион.

В июле 1999 года в усадьбе начался пожар, в котором сгорело все, кроме каменного первого этажа, где теперь находится музей. Чудом сохранился красивый балкон, парадные лестницы и колонны.

***

Зажглись фонари на подъездной дороге к усадьбе. Экскурсия закончилась, люди начали расходиться. По дороге к метро я остановилась у забора и еще раз посмотрела на усадьбу Разумовского. Да, это очень красивое и атмосферное место, в музее собрана прекрасная экспозиция, которая совершенно точно понравится любителям спорта. Один недостаток: здесь мало интерактивных экспонатов, без которых трудно представить себе современный музей.

Новости партнеров