Доставка книг роботами и круглосуточная библиотека: Некрасовка вступила в новое столетие
Центральной городской библиотеке имени Николая Некрасова в 2019 году исполнилось сто лет. Она любима читателями за богатый выбор книг, удобную инфраструктуру и профессиональность сотрудников. Корреспондент газеты «Москва.Центр» встретилась с директором Некрасовки Марией Приваловой, чтобы узнать о планах читальни на следующие сто лет.
— Мария Александровна, расскажите о тех исторических фактах, которые, по вашему мнению, были самыми важными для библиотеки имени Некрасова.
— Наша оптика заточена на последние годы работы в библиотеке, а не на всю биографию, которая до нас дошла мифологически. Однако важно, что создатель
Некрасовки Александр Покровский — уникальный человек в строительстве читален, абсолютный романтик библиотечного дела, он был диссидентом в Российской империи в этой
сфере. Появление Некрасовки — это часть его невероятного желания создавать и предоставлять доступ к чтению, к информации как можно более широкому числу жителей города. Книга начала восприниматься как жизненно важная вещь.
Во время Великой Отечественной войны библиотека служила неизменным источником информации — от новостей с фронтов до методических пособий по лечению ран. Когда раздался сигнал «Воздушная тревога!», сотрудники Некрасовки спускались в бомбоубежище вместе с книгами и периодикой, чтобы немного отвлечь людей чтением. Было сформировано 35 передвижных библиотек по обслуживанию воинских частей, эвакопунктов и госпиталей в городе. По просьбе солдат на фронте сотрудники отправляли на адреса полевых почт бандероли с художественными произведениями и другой литературой. Доступ к книге воспринимался ими как условие существования жизни.
«...Извините, что возвращаю Вам книгу я и с опозданием... Виктор Иванов погиб в бою за Родину... Прошу Вас присылать теперь книги мне, я тоже люблю читать... Ефрейтор Егор Задоров»
В 1946 году библиотеке присвоили имя русского поэта Николая Некрасова. Через несколько лет она переехала в просторное здание на улице Большая Бронная. В период оттепели читателям библиотека разрешила гулять среди книжных полок для самостоятельного выбора, одной из первых предоставив в открытом доступе 200 тысяч томов.
Наконец, в 2002 году Некрасовку переместили на улицу Бауманская в дом 58/25, строение 14.
Библиотека всегда была понятным, популярным институтом знаний, с доступом к информации, с большим фондом по истории и архитектуре Москвы. После падения Советского Союза все читальни в столице были в «сонном состоянии», они не развивались. В последние годы мы проделали много работы, чтобы вернуть внимание москвичей к библиотеке.
— Александр Покровский, первый директор библиотеки имени Николая Некрасова, добивался открытого доступа к книгам для массового читателя. Спустя сто лет изменилась ли цель учреждения?
— Ключевая функция библиотеки за сто лет не изменилась. Она все еще про равный доступ. Вопрос: к чему? Мир меняется большими темпами. Конечно, текст остается главной фигурой в библиотеке, но появилось еще столько форматов. Сегодняшнему читателю Некрасовки еще доступны лекции, подкасты, видеоролики и анимация в электронном виде. Это же тоже направлено на знание и просвещение людей. Библиотека в нашем понимании должна быть открытой и ориентированной на общество, поэтому событийная часть очень активна. Например, в 2019 году в Некрасовке провели 882 мероприятия.
— По вашему мнению, библиотеки должны быть комфортным, бесплатным местом в городе, в котором всегда что-то происходит. На что будет направлена деятельность Некрасовки в новом столетии?
— Во-первых, развитие наших библиотечных точек. Они открыты в двух торговых центрах. На точках собрана коллекция, включающая классику и книжные новинки. И конечно, там можно заказывать книги у сотрудника из общего фонда, в который входит более миллиона произведений. Летом мы организуем читальни в саду Баумана, в парке «Музеон», еще недавно
у нас появилась теплица у Даниловского рынка. Это одно из самых главных для нас направлений. Нам важно стать ближе к людям, которые, может быть, не подумали бы, что библиотека им необходима в жизни.
Большое внимание мы уделяем и Электронекрасовке — сайту, в котором опубликованы оцифрованные книги XX и других веков, партнерские полки, записи лекций, открытки и другие некнижные ресурсы.
Подростки — важнейшая часть нашей аудитории, поэтому для них мы придумали проект «Комната 502», на встречах которого они обсуждают корейские дорамы, качества лидеров, секреты реализации проектов и другие темы.
— Есть ли образ читателя Некрасовки?
— Наше счастье в том, что не существует определенного портрета читателя.
— В новом столетии для библиотеки имени Николая Некрасова на что планируете направить силы?
— В течение последних двух лет мы занимались внедрением технологий в работу библиотеки. В настоящее время сотрудники пользуются удобной единой программой на компьютерах, появилась возможность заказывать книги в любые наши точки, еще полностью переделали сайт. Мне кажется, мы достигли базового уровня технологичности, а планируем выйти на более сложный этап. Учимся у электронных библиотек, приложений. Надеюсь, скоро у нас появится и собственное. Москва — очень технологичный город. Мы, конечно, тоже хотим вписаться в эту среду.
— Ваша идеальная библиотека через сто лет?
— Некрасовка работает круглосуточно, и у нее больше места. Доставку книг будут осуществлять маленькие роботы. Но это все изменения в библиотечной инфраструктуре, главная функция останется той же — свободный доступ к информации для каждого потенциального читателя.
Возвращаясь после встречи, я решила зайти в кафе, чтобы в тишине и при хорошем свете почитать «Властелин колец», взятый в библиотеке имени Николая Некрасова. Раскладывая на столе чашку и чайник, официантка вдруг поинтересовалась, купленная ли книга или из библиотеки. Узнав, что я взяла ее из Некрасовки, она попросила объяснить, как туда дойти и расспросила о книжном ассортименте. Могу поспорить, что после работы она точно сходила и записалась в читальню.
Сотрудники Некрасовки разрабатывают проекты, следят за книжными новинками, стараются создать наиболее комфортные условия для посетителей читален — они делают большой труд. Главной наградой для них будет читатель с вопросами, ответы на которые ему удастся найти на книжных полках библиотеки.