Повторим образы советских модниц
Девушка в светлом, как бы сегодня сказали «нюдовом», шелковом платье чуть ниже колен спускается по большой ажурной лестнице и кокетливо улыбается, придерживая шляпку. В старинном особняке библиотеки-чиальни имени Александра Пушкина (Басманный район) в минувшие выходные прошел модный показ в стилистике 40–60-х годов прошлого века.
В то время в СССР тоже существовала мода, правда, у нее, по словам историка моды Аси Аладжаловой, представившей платья из своей коллекции, была особенная судьба. Законодателем советской моды был Всесоюзный институт ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды. В институте существовал отдел, разрабатывавший̆ тенденции на два года вперед.
— Это абсолютно нереальный срок, — уверяет Ася. — За это время в Париже, например, могло измениться абсолютно все!
Чтобы если уж не быть в аванарде, то хотя бы не отставать от мировой модной индустрии, в столице в 1944 году открылся Общесоюзный дом моделей. Там проходили показы последних разработок советских модельеров. Но парадокс заключался в том, что если на Западе посетительницы показов могли сразу купить понравившуюся вещь, то в СССР платья, которые демонстрировали в модных домах, поступали в массовое производство на фабрики только через пару лет после показа. А до магазинных складов они добирались еще позже.
— Советские модницы прекрасно понимали, что к тому времени, когда модель появится в магазине, она станет совсем не актуальной, — поясняет историк моды. — Поэтому в СССР начал развиваться индивидуальный пошив. Девушки подсматривали тенденции на показах, а затем в фойе покупали выкройку и шили наряды сами. Интересно, что, если бы таким образом покупательница повела себя, к примеру, в модном доме Кристиана Диора, ее оттуда сразу бы вывели. Копировать модели на Западе было строго запрещено.
Структура модных показов у нас и за рубежом тоже отличалась. Советские показы больше напоминали театральную зарисовку. Если манекенщица представляла летний наряд, то она могла улыбаться и игриво взмахивать сумочкой. Если же на модели был строгий деловой костюм, то она вела себя сдержанно.
Со временем стало понятно, что индивидуальный пошив не мог решить всех проблем советских модниц. Хорошие идеи не всегда могли воплотиться в жизнь по техническим причинам.
— Взять хотя бы стиль «нью лук», — говорит Ася. — Его отличительной особенностью были романтичные образы с
подчеркнутой талией. На картинках в советских модных журналах платья в этом стиле выглядели
идеально, но стоило мастерице взяться за претворение образа в жизнь, как она сталкивалась с проблемами. Например, вместо тонкой шерстяной ткани в магазинах можно было найти только плотную. Или для того, чтобы платье облегало фигуру, в спинку нужно было вшить длинную молнию. Но в магази-
нах продавались только короткие.
Понимая, что за темпами развития мировой индустрии моды советской легкой промышленности не угнаться, к 1960-м годам модельерам стали предлагать разрабатывать вещи, которые не слишком отличались бы от сезона к сезону.
— Модельер Слава Зайцев вспоминал, что в 1960-х годах ему пришло задание сделать коллекцию на... 2000 год! — улыбается Ася.
Особенностями советской моды были ее малоизменчивость, утилитарность и универсальность.
— Вещи должны были сочетаться между собой стилем и цветовой гаммой, — рассказывает эксперт. — Именно в то время возникла идея «капсульного гардероба», которая обрела новую жизнь в эпоху минимализма.
СПРАВКА
Главный модный аксессуар 1940-х годов — меховая горжетка. Самые популярные меха — каракуль и котик, правда, настоящего котика практически ни у кого не было. Вместо него нередко использовался мех кролика и белки. А в 1950-е годы неотъемлемым предметом гардероба любой модницы была шляпка. Маленькие шляпки, прикрывающие затылок, прозвали в СССР «менингитками».