Юрий Стоянов: Бойкот «Оскара» - новая попытка поднять тему расизма
На этой неделе все разговоры в творческой среде крутятся вокруг бойкота престижной международной премии «Оскар». Многие известные актеры и режиссеры недовольны тем, что среди претендентов на премию в 2016 году нет ни одного афроамериканца. Инициатором скандала стала темнокожая актриса Джада Пинкетт-Смит. Кроме того, сегодня стало известно о том, что акцию поддержал голливудский актер, супруги Пинкетт-Смит Уилл Смит.
Об отношении к «Оскару» и проблемах расизма мы решили поговорить с известным российским артистом, исполнителем одной из ролей в фильме Никиты Михалков «12» Юрием Стояновым.
- Поддерживаете ли Вы бойкот «Оскара»?
- Я не понимаю этого. Найти расизм или другие грехи можно где угодно, но, при этом, «Оскар» все равно остается главным кинособытием года. Если на Олимпийских играх побежали спортсмены и к финишу пришли только белые – что же теперь, бойкотировать Олимпийские игры? Я не понимаю аргументов по расовому признаку – как с точки зрения «зажима» этой истории, так и с точки зрения мнимой политкорректности. Почему нужно искать паритеты, связанные с цветом кожи? Мне это непонятно. Такие проблемы возникали, например, и на Бродвее. Когда в постановке мюзикла не хватает чернокожих артистов, профсоюз требует дать кому-нибудь из афроамериканцев роль, например, Ромео в постановке по трагедии Шекспира. При этом, я знаю массу прекрасных темнокожих артистов, удостоенных премии «Оскар».
- Как Вы считаете, с чем связано развитие этой ситуации?
- Я думаю, бойкот «Оскара» находится в тесной связи с теми протестными движениями, которые в последние годы охватили Америку. История тянется еще с момента событий, произошедших в городе Фергюсоне в 2014 году. Сейчас тема расизма для них, очевидно, является очень горячей и обостренной. «Оскар» - повод снова ее поднять. Это внутриполитический, очень серьезный контекст.
- Расскажите о Вашем отношении к премии «Оскар» в целом.
- К премии «Оскар» я отношусь замечательно, - и это несмотря на то, что она бывает очень разной, иногда политизированной, иногда слишком подверженной настроениям в обществе и в киноиндустрии. Она подводит итог всем кинопроцессам за год. Безусловно, это главная премия в мире в области кино. Как правило, распределение номинаций и премий справедливо. Разве можно считать несправедливым присуждение статуэток режиссеру Бергману или фильму «Одержимость»? Иногда премии отдают абсолютно мейнстримовским картинам, а иногда авторским. И можно сколько угодно говорить о том, как несправедливы организаторы к Леонардо Ди Каприо – и все равно смотреть «Оскар» по телевизору до 4 часов утра.
- Как Вы оцениваете присуждение премии «Оскар» фильму «12» в 2007 году?
- По моему, это было абсолютно справедливо, «12» - фильм достойный получения «Оскара» именно в этой номинации. Более того, кое-кто из съемочной группы – продюсеры или сопродюсеры предсказывали получение «Оскара» еще на уровне переговоров, когда ни одного кадра не было снято.Я на вручение, к сожалению, приехать не смог, но там были Сергей Гармаш, Сергей Маковецкий, они остались, насколько мне известно, довольны.