Гигантская кувшинка, тропический водоем
— Как Вы оцениваете состояние «Аптекарского огорода» на сегодняшний день? Нужно ли Москве такое место?
— Я совершенно убежден, что такой сад Москве необходим. Что касается состояния «Аптекарского огорода», то я скорее недоволен им, чем доволен. Я считаю, что мы находимся только в самом начале пути. И, несмотря на то, что за последние 20 лет моей деятельности на посту директора сада многое удалось сделать, хочется достигнуть гораздо большего. Если сравнивать «Аптекарский огород» с теми идеальными садами, которые существуют в мире, мы, конечно, еще во многом отстаем. Я бы сказал, что на сегодня выполнено только 30 процентов работы, а 70 процентов нам еще предстоит. Безусловно, есть успехи, и они радуют, — сад стал известен, его популярность увеличивается из года в год, и, конечно, мы получаем о нем только положительные отзывы.
— Вы говорите, что 70 процентов работы еще не сделано. Что сюда входит?
— Нам хотелось бы довести до логического завершения многие интересные ботанические экспозиции. Пока заморожена огромная субтропическая оранжерея, требующая вложения больших денежных средств. Кроме того, в самом дендрарии существуют экспозиции, которые можно сделать гораздо более информативными, более насыщенными, представить там большее разнообразие растений, наполнить их каких-то дополнительным смыслом. Половина площадей нашего закрытого грунта пока вне доступа для посетителей сада, и это очень грустно. Также еще не разработано и не доделано то, что мы называем информационной средой, то есть у нас недостаточно табличек и указателей, информационных щитов. Одним словом, впереди еще очень много работы.
— Популярность сада, по вашим словам, увеличивается из года в года. С чем это связано?
— Большую роль в увеличении числа посетителей и растущей популярности «Аптекарского огорода» играет проводимая нами специальная политика. Грамотный пиар – один из ключей к успеху в современном мире. Чуть больше года назад у нас появился специалист по пиару Ольга Архипова. С ее приходом о нашем саде стали писать многие интернет- и печатные СМИ. На мой взгляд, без настоящего пиара не может существовать ни одно научно-образовательное учреждение. Это необходимый элемент, который не менее важен, чем работа садовников, агрономов или, скажем, директора.
Кроме того, мы пытаемся все время проводить разные интересные мероприятия. К примеру, впервые в истории России к нам приехал известный японский мастер бонсай Масуми Томохиро с мастер-классом «Искусство бонсай». Еще в «Аптекарском огороде» постоянно проходят многочисленные выставки. Постоянное чередование экспозиций, ориентированных на различную публику, позволяет привлекать все больше и больше людей.
— В этом году саду исполняется 310 лет. Чем собираетесь удивить публику в честь этой знаменательно даты?
Для юбилейного 2016 года мы приготовили несколько сюрпризов. К примеру, у нас в планах – восстановить экспозицию, которая когда-то существовала в саду. Речь идет о тропическом водоеме с гигантской южно-американской кувшинкой, она называется Виктория регия (амазонская). Именно здесь в 1908 году впервые в истории Москвы эта кувшинка зацвела, но потом, в силу трудоемкости выращивания удивительного цветка, пришлось от него отказаться.
Сейчас нам удалось найти прекрасного спонсора, который выделил 5,1 миллиона рублей для восстановления экспозиции. Надеюсь, уже к осени этот замечательный тропический водоем будет радовать нас и наших посетителей!