Евгений Князев: В транспорте часто слышу: «О, Сталин!»
23 октября отметит 108-й день рождения Театральный институт имени Бориса Щукина. Последние 19 лет вузом руководит один из его знаменитых выпускников — народный артист России Евгений Князев.
В преддверии праздничной даты Евгений Владимирович откровенно рассказал «МЦ» о важности традиций, о своей любви к центру Москвы, о том, как вписывается в облик города новый корпус училища и о роли, которую играть ни за что не согласится.
— Евгений Владимирович, как вы будете отмечать день рождения «Щуки»?
— У нас есть традиция — мы чествуем юбиляров, то есть тех, у кого круглая дата с момента выпуска. Вот я, например, окончил «Щуку» в 1982 году — получается, 40 лет назад. Ольга Яковлева, замечательная артистка Театра на Малой Бронной, окончила 60 лет назад. У Жени Герасимова и Ольги Науменко — 50 лет. А 30 лет назад «Щуку» окончили Жигалкин, Радзюкевич, вот эти известные ребята. Они наши главные гости. Будет капустник, будем приветствовать, вспоминать…
— Почему вы в свое время сами пошли именно в «Щуку»? Альтернативы были?
— В 1978 году, когда я поступал, Олег Николаевич Ефремов набирал курс в Школе-студии МХАТ, и я прошел и туда. Но предпочел Щукинское училище (так назывался вуз до 2003 года. — «МЦ»). В нем училась педагог, у которой я занимался в самодеятельности. Она говорила, что это лучшее театральное училище, и я ей верил безоговорочно.
— Ваш вуз славится строгим следованием традициям: младшие курсы должны вставать не только перед педагогами, но даже перед более старшими студентами…
— Что ж тут такого особенного? Это элементарные правила приличия. Меня резко удивило, когда я был в Лондоне в Королевской академии драматического искусства: там педагог входит в класс, а студенты не то что сидят — на полу лежат. У нас было сотрудничество с английской школой «Драма скул», англичане приезжали к нам, и у них тоже в первое время такая демократия была. Я рассказал им о наших традициях, об уважении к старшим. Говорю: «Может, у вас это и не принято, но вы приехали в другой монастырь, мы живем по своему уставу». И они тоже стали приветствовать педагогов вставанием, и ничего страшного не происходило — им самим это очень понравилось.
— Что еще впечатлило англичан?
— Художественные руководители часто требуют, чтобы девочки были похожи на девочек. Бывают на некоторых курсах дни, когда девочки должны ходить только в юбках и на каблуках, а мальчики — только в костюмах, как бы приучать себя к ношению такой одежды. Нашим девочкам-англичанкам мы предложили раз в неделю так одеваться, и они это с удовольствием делали.
— Но у вас первокурсники должны еще и обслуживать более старших, выполнять работу осветителей, билетеров…
— Без этого просто невозможно. Будущие артисты должны знать, выходя на сцену, что не только они делают спектакль — может быть, даже в большей степени его делают люди, которые поставили декорацию, включают музыку, подают костюмы… И в них должно это уважение к людям театра, ко всем профессиям оставаться.
— Два года назад вы ввели в эксплуатацию танцевальный корпус, пристроенный сзади к основному зданию. Он уже вовсю функционирует?
— К нему уже относятся так, словно он существовал всегда. Мне это бывает очень обидно. Я до сих пор хожу и думаю: «Какой я молодец!»
— С его появлением обучение пластике выйдет на какой-то иной уровень?
— Понимаете, раньше можно было есть на газете и делать вид, что антураж не имеет значения. А сейчас времена такие, что важно, где ты находишься и как это оформлено. Я вспоминаю, какие раньше были обшарпанные аудитории, грязные стены, из которых вываливались розетки… Теперь этого нет. Хорошо сделанное пространство — это воспитание эстетикой. Конечно, чисто бывает там, где не сорят. Но не сорят там, где не хочется этого делать, где все сделано для тебя и ты чувствуешь, что должен относиться к этому с уважением. Кстати, мы с архитекторами очень постарались, чтобы это здание хорошо вписалось и в облик Арбата.
— Вы сами живете в центре Москвы? Что думаете о нем?
— Живу в Пресненском районе. Постоянно хожу по Большой Дмитровке, по Пятницкой, по Бронным улицам и Козихинским переулкам и вижу, как они отремонтированы — хорошая плитка, хорошие тротуары, посадили деревья, привели в порядок фасады домов… Сейчас в нашем дворе делают спортивную площадку современную. Начали рьяно, работали быстро, но вот уже две недели, как все остановилось. Возможно, какие-то проблемы с логистикой, не могут доставить ограждения…
— А что скажете про движение?
— Мне нравится, что оно организовано достаточно разумно. Мне скажут, что машины ставить некуда. Но я бывал и в европейских странах много, и нигде там этих уличных парковок не было. Народ не дал сделать подземную парковку под Чистыми прудами, и мне кажется, это неправильно. Под Женевским озером есть огромная парковка, и никому она не мешает, и озеро никуда не делось.
— Вы сами автомобилист?
— Да. Но после того как мою машину дважды пришлось эвакуировать, стал чаще брать такси. А потом убедился, что у нас очень хороший наземный общественный транспорт, иногда к каким-то местам на нем доехать гораздо быстрее. Например, автобус от Лубянки до идет по специальной полосе навстречу общему потоку, и эта полоса всегда свободна.
— Вас в автобусе узнают?
— Кто-то узнает. Здоровается, просит разрешения сфотографироваться.
— А по каким ролям вас больше всего знают?
— Одни говорят: «О, Сталин!», а кто-то — «Гриша Плоткин!» (олигарх из сериала «Пятый ангел». — «МЦ»). Кто-то меня знает по театральным ролям. Однажды мне сказали, что я похож на Вольфа Мессинга. Я ответил: «Да, мне говорили».
— Вы часто снимаетесь в ролях реальных людей: Пастернака, Троцкого и того же Мессинга, например, сыграли, дважды. А есть персонаж, на которого вы не согласитесь?
— Я бы никогда не захотел быть Степаном Бандерой, например.
— Но вас под него и не загримируешь!
— Да, наверное, мне его и не предложат. Даже Гитлера было бы проще сыграть, потому что ты хотя бы понимаешь расстановку сил. Дракулу можно играть как художественный образ? Можно. Меня за Сталина ругали, за то, что он в «Орловой и Александрове» такой хороший получился. Но о нем рассказывают, что он был доброжелательный в быту человек. В сериале Сталин влюбляется в Любовь Орлову, и никакого злодейства мы в этом Сталине не искали. Но вот Бандера… Когда из предателя делают героя — я не хочу такого.
— Вы еще 1 марта подписали обращение в поддержку признания Донецкой и Луганской народных республик…
— Это часть моей Родины. Я хочу, чтобы моя Родина не была в таком состоянии. Я ей добра желаю. Мне жить здесь и здесь работать.
— И какие у вас ближайшие рабочие планы? В чем будете сниматься?
— В том, что будет интересно моей душе. А хорошего сценария пока не предлагают.
— Может, готовится какая-нибудь премьера в Театре имени Вахтангова?
— Я и так много играю, и у меня все спектакли последнего времени потрясающие: и «Маскарад», и «Война и мир», и «Анна Каренина». Куда больше? У меня огромное количество и сольных программ, например, «Дом из стихов».
— Значит, есть планы, связанные с институтом?
— Да. Я с нетерпением жду, когда закончится реставрация корпуса «Шаляпинский дом», которая идет уже третий год. Это здание XVIII века. А следующие наши планы — искать место для общежития студентов и во дворе института делать площадку, на которой можно будет проводить уличные спектакли.
ЛЮБОПЫТНО
Театральный институт имени Бориса Щукина ведет свою историю с 23 октября 1914 года — в тот день Евгений Вахтангов, ученик Станиславского, провел первое занятие со своими студентами.
В 1917 году студия получила официальное название «Московская драматическая студия Е. Б. Вахтангова». В 1926 году она превратилась в Театр имени Вахтангова с действующей при нем школой. В 1932 году школа получила статус среднего специального учебного заведения, а в 1939 году — имя актера Бориса Щукина. В 1945 году Высшее театральное училище имени Щукина стало вузом. В 2003 году переименовано в Театральный институт имени Бориса Щукина.
СПРАВКА
Евгений Князев родился 9 августа 1955 года в Тульской области. Получил специальность горного инженера в Тульском политехническом институте (1977), а затем окончил актерский факультет Театрального училища имени Б. Щукина (1982). С 1994 года преподает в Щукинском (в настоящее время — профессор кафедры мастерства актера), с 2003 года — ректор. Лауреат Государственной премии РФ (1995), народный артист РФ (2001), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2019).
С 1982 года работает в Театре имени Е. Б. Вахтангова, также выступает в антрепризах в других театрах. Известен ролями в сериалах «Простые истины» (1999–2003), «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» (2009), «Страсти по Чапаю», «Вангелия», «Сын отца народов» (все три — 2013). В марте 2023-го ожидается выход фильма «Воланд» по мотивам «Мастера и Маргариты» Булгакова, где Князев сыграл Берлиоза.