![](https://caoinform.moscow/wp-content/uploads/sites/38/2022/12/photo_2022-12-03_11-18-20-1.jpg)
История «Кабалы святош»: выставку «Театральный человек» открыли в музее Булгакова
![Вход на выставку «Театральный человек». Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»](https://caoinform.moscow/wp-content/uploads/sites/38/2022/12/photo_2022-12-03_11-18-20-1.jpg)
В трехкомнатной квартире, расположенной на первом этаже дома 35А Большой Пироговской улицы, Михаил Булгаков жил с августа 1927 года до февраля 1934 года. Именно там он написал свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита», произведения «Бег» и «Кабала святош». Сегодня на этом месте работает Государственный музей имени Михаила Булгакова, где 3 декабря открылась выставка «Театральный человек», посвященная непростой истории произведения «Кабала святош» и его театрализации.
Экспозицию приурочили к 400-летию со дня рождения французского драматурга Жана-Батиста Поклена, творившего под псевдонимом Мольер. Именно он стал для Михаила Булгакова символом диалога между искусством и властью.
Первая часть выставки посвящена прижизненному творчеству и связана со сложным процессом работы Михаила Булгакова в 1920–1930 годы над пьесой «Кабала святош», которая долгое время была под запретом. А вторая часть экспозиции — «Театральный человек» — демонстрирует различные сценические интерпретации произведения. Выставка насыщена подлинными документами, фотографиями и эскизами, воспоминаниями и дневниковыми записями, личными вещами Михаила Афанасьевича и архивными материалами. Перед зрителем максимально полно раскрывается история «мольеровского» сюжета в творчестве Михаила Булгакова. Но обо всем по порядку...
![Подлинные документы и рукопись произведения Михаила Булгакова. Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»](https://caoinform.moscow/wp-content/uploads/sites/38/2022/12/photo_2022-12-03_11-16-41-1-300x225.jpg)
При входе на экспозицию гостей встретит небольшая импровизированная сцена, где разворачивается драматичный сценарий — постановка одного из главных спектаклей Булгакова в 1936 году в Московском художественном театре имени Антона Чехова. Театрализованное представление по сюжету пьесы «Кабала святош» почти моментально сняли с репертуара, долгое время оно сопровождалось волной критики.
В изучении детального процесса подготовки спектакля зрителям помогут несколько уникальных отделений выставки: сценографический, музыкальный, швейный.
Уже в первом зале гости станут участниками театрального закулисья. Архивные материалы расскажут о периоде творчества русского писателя с 1929 по 1936 годы, когда продолжалась Булгаковская «Мольериана».
Булгаковская «Мольериана» — период творчества, в который автор увлекался личностью драматурга Жана Батиста Поклена.
В это время Булгаков написал не только пьесу «Кабала святош», но и «Полоумный Журден», роман «Жизнь господина де Мольера», а также перевел пьесу «Скупой». Образ французского театрального деятеля стал для писателя символом вечного диалога между искусством и властью, современниками и представителями других, более ранних, эпох. Самый ценный экспонат в этой части выставки — первая рукопись Булгакова с его правками. Также на витринах и стенах музея гости могут познакомиться с воспоминаниями сторонних и близких лиц автора. Например, с рукописью третьей жены писателя Елены Сергеевны.
«Работу над Мольером я, к великому моему счастью, наконец закончил и пятого числа сдал рукопись. Изнурила она меня чрезвычайно и выпила из меня все соки. Уже не помню, который год я, считая с начала работы еще над пьесой, живу в призрачном и сказочном Париже XVII века» — писал Михаил Булгаков своему брату Николаю в марте 1933 года.
В период, когда Булгаков начал писать «Кабалу святош», в свет вышли его пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Дни Турбиных», которые увидели театральные зрители, однако вскоре их сняли из репертуаров театров. Драму о Мольере во МХАТе также не приняли.
Писатель настолько был увлечен французской драматургией, что даже имел среди личных вещей русско-французский словарь, которым пользовался для написания своих работ при переводе книг в Российской государственной библиотеке. Данный экспонат можно рассмотреть на выставке.
![«Пошивочный цех». Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»](https://caoinform.moscow/wp-content/uploads/sites/38/2022/12/photo_2022-12-03_11-16-17-1-300x225.jpg)
Михаил Булгаков не оставил идею о показе уникальной драматической пьесы народу. Из-за снятия театрального представления во МХАТе русский классик написал письмо Правительству Союза Советских Социалистических Республик. После в стенах его квартиры раздался звонок, который навсегда изменил ситуацию.
— Телефонный звонок Иосифа Сталина прозвучал 18 апреля 1930 года. Между ним и Булгаковым состоялся разговор, после чего Булгаков был принят на работу в Художественный театр на должность режиссера-ассистента, — рассказал научный сотрудник музея Михаила Булгакова, куратор выставки «Театральный человек» Иван Назаров.
Подготовке дебютирующего показа «Кабала святош» посвящен целый раздел выставки — «Пошивочный цех». Здесь представили старинный манекен и швейную машинку, уникальные эскизы костюмов, к материалам которых можно прикасаться. Все наряды продумывали с учетом удушающей атмосферы придворной жизни короля Людовика XIV, чтобы показать трагедию драматурга Мольера. На экспозиции представлены эскизы, подлинники, цветовые копии из музея МХАТа, связанные с подготовкой спектакля.
— Художником спектакля стал Петр Уильямс, в тот момент он был другом Булгакова. Они познакомились в начале 30-х годов, когда Уильямс создавал эскизы костюмов и декораций для спектакля «Пиквикский клуб», в котором Михаил Булгаков был председателем суда, — рассказал Иван Назаров.
Следующий отдел выставки — «Музыкальная часть» — покажет, что музыкальное сопровождение сыграло одну из важнейших ролей в истории постановки пьесы. В экспозиционном зале четко передана атмосфера эпохи ХХ века посредством звучания оригинальной партитуры русского и советского композитора Рейнгольда Глиэра. Слева от фотографии Глиэра расположен договор о работе творца с театром.
Премьера спектакля «Кабала святош» состоялась, но тут же в печати стали выходить разгромные рецензии: «Фальшивая, неугодная пьеса», «Поучительная неудача». Лавину критики можно прочесть и прослушать в специально огороженном пространстве выставки.
![Музыкальный отдел: дирижерская палочка Глиэра и другие документы. Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»](https://caoinform.moscow/wp-content/uploads/sites/38/2022/12/photo_2022-12-03_11-16-15-1-300x225.jpg)
Просуществовал спектакль на сцене совсем недолго. После семи показов постановку запретили. Жизнь произведения возродилась уже после смерти создателя. «Кабала святош» стало одним из самых популярных произведений, написанных в 20-е годы. За его постановку брались многие театры.
— С такими «литературными глыбами» как Булгаков не работает так, что после смерти писателя о нем и его творчестве все забывают. Путем стараний третьей жены драматурга Елены Сергеевны и ее единомышленников автор возвращается к своему читателю и зрителю в 1960-х годах, — отметил Иван Назаров.
На протяжении всей выставки посетителей встречают и провожают знаменитые «Мольеры» 60-х, 70-х, 80-х годов прошлого века. Роль французского драматурга на сцене в разное время исполняли Олег Ефремов, Игорь Кваша, Сергей Юрский, Виктор Авилов, Александр Пелевин. Исторический блок продолжают костюмы и уникальные фотографии из спектаклей ведущих театров страны: Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова, Московского государственного театра «Ленкома Марка Захарова», Московского театра «Современник» и Театра на Юго-Западе.
В последнем выставочном зале, под стеклом большой витрины, гости музея могут увидеть материалы самиздата, официальные публикации и даже пригласительный билет на литературный вечер в честь Булгакова, где, помимо вступительных слов и речей о его биографии, будут читаться и отрывки произведений писателя. Массовая аудитория наконец приняла и полюбила сложные и многогранные работы автора.
![Вырезка из газеты 1936 года, анонс премьерного спектакля. Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»](https://caoinform.moscow/wp-content/uploads/sites/38/2022/12/photo_2022-12-03_11-16-20-1-300x225.jpg)
Поистине волнующая история, которая отражена в музее до малейших деталей, вызывает большой интерес, сочувствие и удивление. Сегодня о сложной судьбе произведения знают немногие, однако, это позволяет совсем иначе взглянуть на жизнь великого литературного классика и его работы. Вечная классика, которую знают и изучают как в России, так и заграницей, раскрывается в ходе путешествия по экспозиции, позволяет стать ближе к автору и открыть для себя новые аспекты его биографии и творческой деятельности.
Посетить выставку, погрузиться в атмосферу, и почувствовать себя участником событий далеких времен можно до 26 февраля 2023 года.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• По подсчетам самого писателя, за десять лет в различных газетах и журналах вышло 298 разгромных рецензий на его произведения и только три положительных. Критиками выступали именитые чиновники и литераторы, например, Владимир Маяковский.
• Жизнь Булгакова тесно связана с театром. Писатель бережно хранил билеты со всех посещаемых мероприятий. У него собралась изрядная коллекция из театров и концертов.
• Свой первый рассказ «Похождения Светлана» Михаил Булгаков написал в семь лет. А в пятом классе гимназии он уже сочинил фельетон «День главного врача», несколько эпиграмм и сатирических стихов.