Из бревен для землянки сделали сцену
На следующей неделе у Центрального дома Российской армии имени М. В. Фрунзе (Мещанский район) негромкая, но важная годовщина. 9 августа 1941 года артисты Центрального дома Красной армии (так тогда называлось учреждение) впервые отправились с концертами на передовую.
Традиции продолжаются: за этот год артисты ЦДРА несколько раз выезжали (в составе разных бригад) «за ленточку» с вокальными и танцевальными номерами.
Корреспондент «МЦ» встретилась с четырьмя участниками этих гастролей — Татьяной Жадановой, Дарьей Котовой, Иваном Орловым и Валерием Турасовым.
Вы предупреждали близких, что едете в горячую точку?
Татьяна Жаданова: У меня мама в возрасте, я хотела от нее скрыть. Думала, когда вернусь, сказать, что нас отправляли в Мурманск, на подводную лодку, мы несколько дней были без связи. Но наше выступление совпало с одним из праздников, и моя родственница поздравила с ним друга, который сейчас на фронте. А он написал ей, что к ним только что приезжали артисты, и в том числе Татьяна Жаданова. Я еще не успела к тому времени вернуться в Москву.
Вот так мир тесен! Ваши бригады выступают в госпиталях, гарнизонах, на российских миротворческих базах за рубежом… Могла ли вас чем-то удивить передовая специальной военной операции?
Валерий Турасов: Мы были в хорошем смысле в шоке от того, как налажен быт. Ребята восемь месяцев прожили в землянках, но при этом есть баня, построенная своими руками, столовая, постельное белье.
И чистота вокруг поразительная. У Тани любимый девиз: «Бросая мусор на землю, не забудь хрюкнуть», — она ни одного бычка, кинутого на землю, не пропустит. Но там даже ей было не к чему придраться! Чувствуется предельная концентрация внимания — и при этом предельное спокойствие. Все друг друга понимают с полувзгляда, любая проблема касается каждого и решается сообща — боевое братство.
Татьяна Жаданова: Я перед одним концертом так разволновалась, что не сразу смогла взять себя в руки… Нас привезли в самое настоящее чистое поле. И оказалось, что там нас ждет огромная и глубокая крытая сцена с гримеркой — проведено электричество от генератора, поставлен столик с зеркалом, ширма классная.
Ребята узнали о нашем приезде где-то за день — и выстроили это из материалов, предназначенных для одной из землянок. Это было лучше золотого дворца, короны или самой красивой медали.
Я почувствовала себя великим человеком — только не знаю, кем именно (улыбается).
Иван Орлов: А мы были на позиции в сосновом бору, где из цветов разве что ромашку найдешь. Но после концерта нашим девчонкам подарили огромные охапки свежих роз.
А вот я вам провокационный вопрос задам. Наверное, девушка, приехавшая на передовую, будет вызывать повышенное внимание независимо от своих талантов? Как в анекдоте: «Ты не пой, ты ходи»?
Дарья Котова: Когда я выходила на сцену, меня воспринимали именно как девчонку — я это по глазам видела. Но потом я запела «Кукушку» — и испытала восторг, потому что было видно, опять же по глазам, что восприятие поменялось. Они пели вместе со мною не потому, что я красивая девочка, а потому что песня затронула их душу.
Как подбирался репертуар?
Иван Орлов: Концерт обычно содержит и патриотику, и развлекательную часть. Мы старались исполнять как можно больше песен, известных каждому с детства, чтобы ребята могли подпевать, как-то включаться.
Они даже танцевали вместе с нами — в полном обмундировании, не выпуская из рук оружия.
Валерий Турасов: Ребята на удивление хорошо принимали песни времен Великой Отечественной, например, «Катюшу».
А еще мы рискнули включить песни, написанные нашими артистами. Дарья, например, исполнила свою песню «Когда нас любят и ждут». Новые, неизвестные вещи не всегда «заходят», но тут ребята приняли ее так, будто знали всю жизнь. Спрашивали потом, где можно скачать.
На какие темы общались со слушателями после концертов?
Валерий Турасов: Многие искренне удивлялись, что к ним приехали из самой Москвы, что в столице о них вообще знают.
Некоторые позиции настолько засекреченные и удаленные, что дорога в один конец на КамАЗе или «Урале» занимала восемь-девять часов. Так что мы оказывались первопроходцами — до нас к ним никто из Центральной России вообще не приезжал, а тем более артисты.
Татьяна Жаданова: Те, кто бывал в Москве, хотя бы проездом, рассказывали, что видели.
Спрашивали, куда можно прийти на наш концерт, если еще раз в столице окажутся. Вспоминали о местах, откуда они родом, откровенничали, кто чем хочет заняться в отпуске или после победы. Паренек-водитель, например, рассказывал, что его уговаривают стать инструктором, но он намерен вернуться к себе под Ижевск, к жене и детишкам, купить трактор — для него нет ничего дороже земли.
Дарья Котова: Мне один сказал, что у него дочь любит петь, а он ее раньше все время убеждал «заняться чем-нибудь серьезным». «А теперь я понял, — говорит, — что ваше дело совсем не простое и не легкое». У меня мурашки пошли — вот это настоящее уважение к твоей профессии.
Артисты очень внимательны к мимике и пластике людей, даже случайно встреченных.
Каким вам запомнился образ человека с передовой?
Дарья Котова: Даже там у всех органика и психосоматика остаются разными. Один держался постоянно напряженным, другой, наоборот, расслаблялся и кайфовал. У кого-то осанка прямая, кто-то ни минуты не сидит на месте… Иван Орлов: Я увидел настоящих мужиков: выверенных, выдержанных. У них взгляд какой-то такой… тяжеленький, но в то же время открытый, осознанный, без малейшей рисовки.
Я буду вспоминать прежде всего того военного, который весь концерт простоял с каменным лицом. И только когда ему что-то очень нравилось, он улыбался — но на секунду.
Татьяна Жаданова: Я тоже от одного такого улыбки ждала весь концерт. А он сидел — скала скалой! Для меня стало делом чести расшевелить именно его.
Все средства выразительности, все фишки пошли в ход. И все-таки один раз он улыбнулся. Это была моя победа! Если в следующий раз поедете «за ленточку», что возьмете с собой?
Валерий Турасов: Подушку! Когда тебя трясет в КамАЗе девять часов, без нее просто не выжить!
Татьяна Жаданова: Влажных салфеток побольше. А вот белую одежду не надо везти — очень пыльно.
А концертную обувь, наверное, надо на плоской подошве?
Дарья Котова: У нас с собой всегда несколько вариантов. Но кроссовки мы надели всего один раз — их ребята могут и друг на друге увидеть. А девочка должна оставаться девочкой! На один концерт мы с Татьяной вышли при полном параде — каблуки 10 сантиметров. А там полевые условия, песок, трава, и все это еще и такое неровное… Во время танцев у нас у обеих каблуки провалились, и мы до конца номера не могли их вытащить.
Но мы же леди — обыграли это, и спинку умудрялись держать.
Иван Орлов: Вот что точно надо подготовить к следующему разу — это приветы солдатам от детей. И видео записать, и обычных посланий взять, в конвертиках. Мы туда возили письма от школьников и учеников суворовских училищ. У многих ребят слезы на глазах стояли, когда мы эту почту раздавали. В землянках на стенах висят детские рисунки. Понимаете, там у людей настоящие человеческие ценности — мир, любовь к ближнему, гордость за свое отечество, дружба, семья. Все чувства у них обостренные — там дорожат каждой секундой жизни, потому что знают, что она может стать последней. И нам есть чему у них поучиться.
СПРАВКА
27 сентября 1927 года был издан приказ о создании Центрального дома Рабоче-крестьянской Красной армии имени М. В. Фрунзе. Торжественное открытие состоялось 23 февраля 1928 года. Задачей была подготовка командных кадров для Красной армии, но со временем все большую роль в его деятельности стало играть культурное обслуживание войск.
После 1946 года учреждение стало называться Центральным домом Советской армии, с 1993 года — Центральным домом Российской армии.
В 1997 году его переименовали в Культурный центр Вооруженных сил РФ, однако в 2016 году вернули прежнее название.
ДОСЬЕ
■ Татьяна Жаданова окончила Московский государственный институт культуры по специальности «режиссер театра». Выступала в составе женского хора «Кантабиле», руководила эстрадным коллективом в ДК «Мосрентген».
Работала редактором на телевидении. Отмечена ведомственными наградами Минобороны России.
■ Дарья Котова окончила Московский государственный открытый университет имени В. С. Черномырдина. Обладатель Гран-при Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос» (2014), ведомственной награды Министерства обороны РФ.
Снималась в эпизодах сериалов «След», «Понять, простить» и других.
■ Иван Орлов окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (2008) и Российский государственный социальный университет (2020).
Экс-солист группы «Премьер-министр». Работал ассистентом режиссера на телевидении. Награжден многочисленными ведомственными наградами Министерства обороны РФ.
■ Валерий Турасов окончил Московский областной колледж искусств по специальности «эстрадноджазовый вокал» (2011) и Московский государственный институт культуры, факультет искусств, по специальности «вокальное искусство» (2016). Лауреат и дипломант конкурсов «Серебряный дождь» , «С чего начинается Родина», вокального конкурса им. Бориса Брунова.