Отец назвал композитора скоморохом
1 июня (по новому стилю) исполнилось 220 лет со дня рождения великого композитора Михаила Глинки (1804–1857). В Российском национальном музее музыки (Тверской район) к этой дате приурочили открытие выставки «Гениальный дилетант».
Михаил Глинка окончил Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете, а музыку изучал на частных уроках — зато всю жизнь.
— Слово «дилетант» имеет негативную коннотацию, — предупреждает куратор выставки Лидия Адэр, кандидат искусствоведения. — Но мы хотим сломать этот стереотип.
Впрочем, в первой половине XIX века в Санкт-Петербурге и не было возможности получить композиторское образование. Консерватория появится только в 1862 году. Государственных музыкальных учебных заведений было два, и они готовили только исполнителей.
— Профессии «композитор» фактически не существовало, — говорит генеральный директор Музея музыки Михаил Брызгалов. — Сложилось разделение на творцов, которые находились на службе, и свободных художников-дилетантов. Отец Глинки не одобрял того, что сын отказался от карьеры чиновника.
— Недаром соловей запел при его рождении у окна, — ворчал отставной капитан Иван Глинка, — вот и вышел скоморох.
Зато «группой поддержки» (так образно выражается Лидия Адэр) Михаилу Ивановичу служил весь интеллектуальный цвет петербургской аристократии — Пушкин, Грибоедов, Дельвиг, Жуковский… Кстати, некоторых из них выставка поможет открыть с неожиданной стороны. Например, в экспозиции есть «кабинетный энгармонический рояль», сконструированный по заказу писателя Владимира Одоевского: к инструменту добавлен дополнительный ряд клавиш.
Выставка состоит из четырех разделов. Первый воссоздает атмосферу дворянской гостиной, вроде той, в которой блистал Глинка. Остальные посвящены двум его самым известным операм — «Жизнь за Царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842). Там можно увидеть рисунки и фотографии, связанные с театральными постановками, эскизы сценических костюмов и сами костюмы, а также одежду, которую носили землячки Глинки — крестьянки Смоленской губернии.
— Такая хорошая аура! — восхищается москвичка Наталья Зваскова. — Помещение небольшое, а экспонаты подобраны с такой любовью, и освещение камерное...
Экспозиция сформирована при участии множества собраний: например, феска (вышитая домашняя шапочка) Глинки прибыла из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а эскиз 1871 года «Волшебный замок Черномора» — из московского Театрального музея имени А. А. Бахрушина. Но основу ее составляют предметы и документы из самого Музея музыки.
— С 1954 по 2018 год мы носили имя Глинки, — напоминает Михаил Брызгалов. — Хотя никакого отношения к нам композитор не имел.
Глинка и впрямь никогда не жил в Москве. Но в 1954 году широко отмечалось его 150-летие — вот музей и переименовали. Дома-музея композитора в его родной усадьбе Новоспасское еще не было (его открыли только в 1982 году). Поэтому дальние родственники Глинки отдали в Москву множество мемориальных предметов. Например, массивные часы в виде колесницы, которые когда-то украшали камин в имении.
— Очень много экспонатов нам передали из-за границы — ведь Глинка пожил в Италии, Германии, Испании, Франции, — рассказывает научный куратор Наталья Тартаковская. — Кстати, в своих знаменитых «Записках» он изображает себя хворым, но когда читаешь, в каких поездках он бывал, в это не верится...
КСТАТИ
У Михаила Глинки не осталось прямых потомков. Его единственный брак с Марьей Ивановой оказался неудачным. Глинка завел роман с Екатериной Керн, дочерью возлюбленной Пушкина Анны Керн. Но бракоразводный процесс затянулся на пять лет, композитор охладел к Екатерине и, получив свободу, доживал свой век холостяком.