За тысячу коров купил себе свободу
29 октября Бахрушинскому театральному музею исполнилось 130 лет. На сегодня он является главным хранителем отечественного театрального наследия. Корреспондент «МЦ» побывал в нескольких московских памятниках истории и архитектуры, входящих в состав музея,и посетил закрытые от посторонних музейные фонды.
Коллекция Бахрушинского музея поражает. По объемам фондов он занимает третье место в стране, после Государственного исторического музея и Эрмитажа. Более полутора миллионов экспонатов хранятся в 19 его объектах и фондах. В структуру входят и три дома-музея: Александра Островского, Марии Ермоловой, Михаила Щепкина. Все они расположены в нашем округе.
Скромен, но полон жизни
Перед тем как отправиться изучать закрытые фонды музея, мы решили посмотреть, как выглядят открытые экспозиции. Поэтому первой точкой на карте стал Дом-музей Щепкина в Мещанском районе. Небольшое здание XVIII века смотрится очень скромно на фоне строящегося «Олимпийского». Стоит войти внутрь, сразу понимаешь — здесь жил очень обеспеченный человек. Высокие потолки, богатая отделка, множество комнат... и даже сцена с зрительским залом.
— В этом доме знаменитый актер Михаил Щепкин прожил последние четыре года своей жизни, — рассказывает заведующая домом-музеем Валерия Белова. — К сожалению, единственный приобретенный в 1830 году дом Щепкина не сохранился. Он находился в Большом Каретном переулке.
По внутреннему убранству и не скажешь, что в начале жизни Щепкин был крепостным.
— Он принадлежал помещику, графу Гавриле Волькенштейну, — продолжает Валерия, — и уже в юности начал демонстрировать свои таланты, играя в крепостном театре.
Эти таланты заметил знаменитый князь Николай Репнин-Волконский. Цена за семью Щепкина была выставлена по тем временам невероятная — десять тысяч рублей (обычно свобода крепостного стоила от 50 до 500 рублей, средний доход губернатора составлял 3–4 тысячи рублей в год, а корову можно было купить за 10 рублей!) Репнин-Волконский внес лишь часть, а для сбора оставшихся денег организовал спектакль по подписке на выкуп Щепкина. Вольная для актера и его семьи была куплена. Этот уникальный документ сохранился по сей день.
Дань уважения
Пока мы прогуливались по комнатам дома Михаила Щепкина, мимо мелькали молодые актеры. Кто-то ходил взад-вперед, повторяя текст, кто-то настраивал музыкальные инструменты. — Сегодня внизу проходит кастинг на зимний спектакль, — отвлекается от основной линии повествования Валерия. Откуда-то слышится практически оперный женский голос.
— В такие моменты дом по-настоящему оживает, — мечтательно добавляет экскурсовод. И по сей день здесь регулярно дают спектакли. Это дань уважения настоящему мастеру.
Благодаря Михаилу Щепкину в российском театре серьезное развитие получило направление критического реализма. А наработки мастера взял на вооружение Константин Станиславский.
— Щепкин был знаменит тем, что выносил на сцену зацензурированные спектакли, например, «Горе от ума» Александра Грибоедова, где он исполнил роль Фамусова, — добавляет Валерия.
Близкую дружбу актер водил и с Николаем Гоголем. Щепкин играл в спектакле «Ревизор» и в других пьесах классика, читал на выступлениях «Мертвые души».
— Гоголь так отзывался о Михаиле Семеновиче: «В моих произведениях он может играть любую роль», — подчеркивает Валерия.
Подтверждают эту дружбу многочисленные письма Гоголя, адресованные Щепкину. Они расположены в витринах под толстым стеклом. Рядом, на стенах, видны и старые афиши. Среди них, например, есть афиша премьеры комедий Гоголя «Женитьба» и «Игроки» в Малом театре 5 февраля 1843 года. Рядом расположен большой деревянный макет Малого театра, которому Щепкин посвятил большую часть своей жизни. Макет выполнен комиссаром театра Иваном Покровским в 1840 году.
— Значительная часть местной мебели была создана уже для музейной экспозиции. Однако после Щепкина все же остались подлинные вещи: портфель, спичечница, бокал, — перечисляет Валерия.
Свою единственную книгу «Записки актера Щепкина» маэстро написал только лишь потому, что на этом настаивал Александр Пушкин. Великий поэт даже написал первые строки на черновике рукописи, который находится в инсталляции кабинета Щепкина. Есть в доме-музее экспонаты, которые принадлежали и другим известным актерам. Например, в просторной гостиной стоит рояль Любови Орловой. Всем этим можно насладиться во время посещения Дома-музея Щепкина. Это отличный способ погрузиться в мир театра XIX века.
Тайны за закрытыми дверями
Наш же путь лежал дальше, в закрытые от свободного посещения хранилища. Для этого пришлось радикально удалиться от центра города. Здесь, среди заводов, складов и электростанций, расположилось большое серое здание. Снаружи — ничего особенного. А внутри — настоящая сокровищница театральной жизни. Нас встречает заведующая отделом мемориально-вещевого фонда музея Анна Закурдаева. Минуя лифт и несколько узких коридоров, оказываемся в святая святых—музейном хранилище. Здесь поддерживается прохладная, но очень комфортная температура. А все вокруг будто замерло. Кажется, что даже воздух тут тягучий и очень спокойный. Перед нами множество шкафов, гардеробов, вешалок. Анна Закурдаева покидает нас, мгновенно исчезая за театральными декорациями. Через несколько минут возвращается, но не с пустыми руками. Нашему вниманию представляется роскошная шелковая шуба с меховым воротником.
— Это сценический костюм певицы Людмилы Зыкиной, — заявляет Анна Александровна.— Шуба украшена мехом черно-бурой лисицы. Зыкина любила роскошные наряды.
Следом нам показывают костюм Людмилы Гурченко. Он был сделан для концерта-бенефиса «Прощай, двадцатый...». Юбка в пол и яркая блузка расшиты множеством пайеток. Из них выполнены блестящая звезда, цветы. На плече пришиты перья.
—Костюмы Гурченко отличает то, что после дизайнеров она сама дополняла каждый образ. Многие детали здесь добавлены ее собственной рукой, — рассказывает заведующая.
Следом нам показывают домашний халат самого Федора Шаляпина.
— Отлично представляю, как он мог сидеть дома в таком шелковом халате с кистями, — мечтательно рассказывает Анна. Пока мы фотографируем и обсуждаем костюмы, мимо проходят сотрудники фондохранилища. Они останавливаются, любуясь этой красотой.
— Эх, вот бы мне такую шубку,— отмечает одна из сотрудниц.
Значимые мелочи
Но не только костюмами славится музейный фонд. Например, здесь хранится красивая курительная трубка Александра Ширвиндта.
— Ее актер лично подарил нашему музею, — делится Анна Закурдаева. — Он внимательно относился к своему наследию, поэтому у нас сохранилось много его предметов.
Одним из самых необычных экспонатов является эксклюзивная статуэтка, которую вручали обладателям премии имени Андрея Миронова «Фигаро». Обычно она представляет собой фарфоровую фигуру самого Миронова в расшитом костюме. Но специально для Ширвиндта в 2015 году была изготовлена уникальная и единственная в своем роде статуэтка, на которой он запечатлен рядом с Мироновым. Пьедестал венчает надпись: «8 марта 2015 года. Единственная и неповторимая номинация «Актерское братство». Александр Ширвиндт и Андрей Миронов. Легендарная «Женитьба Фигаро»».
Общедоступное наследие
Пока что эти и многие другие экспонаты Бахрушинского музея скрыты от широкой публики. И чтобы полюбоваться на них, нужно пройти несколько формальных этапов, получить разрешения. Но уже скоро почти миллион уникальных предметов отправится в музейно-театральный квартал «Бахрушинский», где их смогут увидеть все желающие в новых помещениях с системой открытого хранения в строго положенном режиме иклимат-контроля для любого бесценного экспоната.
— Рассматриваемые нами костюмы и многие другие экспонаты, доступные сейчас только по запросу, станут доступны всем зрителям,— уточняет Анна.
Интересная деталь — многие сотрудники Бахрушинского называют гостей музея зрителями. И уже в конце следующего года они смогут посетить уникальный квартал «Бахрушинский» в Замоскворечье. А в ожидании его открытия можно посетить другие площадки музея, каждая из которых способна поведать сотни удивительных историй.
ЦИФРА
6 передвижных выставок и четыре постоянных экспозиции откроет Бахрушинский музей в регионах и за рубежом в 2025 году.
СПРАВКА
29 октября 1894 года считается датой основания музея, потому что именно в этот день молодой купец Алексей Бахрушин впервые представил в родительском доме свою театральную коллекцию. Талант Бахрушина-коллекционера проявлялся не только в безошибочном поиске и продуманном приобретении вещей. Он сумел сделать музей не личной коллекцией, отражающей вкусы ее обладателя, а всеобъемлющим собранием национального значения. Свое собирательство он рассматривал как государственное дело и общественное служение.
КСТАТИ
Шесть отреставрированных зданий музейно-театрального квартала «Бахрушинский» расскажут историю театра от древности до наших дней. Там же появится и инновационное музейное хранилище, часть которого будет открыта для просмотра. Аналогов в мире нет.