Когда бумага становится камнем
В творческой мастерской можно увидеть весь путь скульптуры: от замысла до его воплощения. О героях, проектах, семье и искусстве «МЦ» беседует с московским художником Микаэлем Согояном.
В мастерской тебя встречает море человеческих лиц и фигур: веселых и грустных, молодых и пожилых, красивых и… почти. Возможно, в жизни этих людей художник видел лишь краткий миг. А здесь его решением они остались навсегда.
- Микаэль, у вас много интересных работ… Какие установлены в Москве? Стоит отметить «Единый крест». У храма Большого Вознесения, что у Никитских Ворот, есть сквер.
- В нем расположена эта композиция. Она представляет собой двух женщин, объединенных общим крестом. Одна из них — русская, другая — армянка. Крест — это символ многовековой дружбы между нашими народами, общей веры и судьбы. И это, в моем понимании, сейчас имеет колоссальную важность.
- Почему вы выбрали образ женщины?
- Она — начало всему. Это символ продолжения жизни, мира, согласия, добра и уюта. Наиболее яркие работы, известные каждому россиянину, — это монументы «Родина-мать зовет!» в Волгограде или «Родинамать» в Киеве. Женщина с мечом — аллегория, символ. Но в этом есть глубокий смысл. Представьте на ее месте мужчину. По харизме, эмоциональному воздействию это будет совершенно другое восприятие.
- Любовь к скульптуре у вас семейная?
- Все крупные, монументальные работы делаются в тандеме: отец Фридрих, брат Ваге и я. Отец — родоначальник семьи в искусстве. Он окончил художественный институт с отличием.
Как раз в это время в Ереван приехал известный советский скульптор Евгений Вучетич для отбора произведений на всесоюзную выставку в Москву. Ему надо было выбрать по одной работе трех авторов. Вучетич выбрал. А впоследствии выяснилось, что все три — работы одного художника, моего отца. Мастера это очень удивило. С этого знакомства началось их сотрудничество. Потом — дружба и переезд нашей семьи в Москву. Студия мэтра находилась в Тимирязевском районе. В ней в начале 1970-х годов и началась наша жизнь в столице. В это же время родился я. Вучетич сказал тогда, что мне на роду написано быть скульптором. Он не ошибся.
- Какие еще есть работы у семьи Согоян?
-В Москве есть памятник, выполненный в граните: «Геологам-первооткрывателям», расположенный на улице Миклухо-Маклая. Конечно, и памятник, посвященный подвигу соловецких юнг в годы Великой Отечественной войны на одноименной площади. Есть ряд мемориальных работ: надгробье на могилах Людмилы Зыкиной, Натальи Гундаревой. Памятник Раисе Горбачевой на Новодевичьем кладбище. Интересна эта работа тем, что портретной схожести с Раисой Максимовной нет. Образ воплощает юная девушка, будто случайно проходящая мимо могилы и замершая на мгновение. В ее руках — полевые цветы. Композиция создает ощущение мимолетности жизни.
- Кого еще вы хотели бы увековечить в своей работе?
- Тружусь над идеей памятника русскому драматургу, поэту Валерию Брюсову. Упущение, что в столице нет памятника этому выдающемуся человеку.