А вместо Крысолова — образ чумного доктора!
В Музее Петра Чайковского открылась выставка «Чайковский — XIX–XXI: Традиция vs Эксперимент». Это совместный проект Российского национального музея музыки и Российского института театрального искусства — ГИТИСа.
Выставку можно условно поделить на три части. Первая — эскизы современников великого композитора на его творчество, вторая — работы выпускников ГИТИСа 1990–2010-x годов, и третья — самая впечатляющая, современная интерпретация музыки
Чайковского студентами. Первая из работ, которая встречает гостей на входе, — Офелия на усыпанной цветами поляне. Эту необычную инсталляцию по мотивам увертюры-фантазии «Гамлет» Чайковского подготовила студентка четвертого курса ГИТИСа Ирина Бринкус. Дальше представлены композиции по мотивам других произведений композитора. Так, в центре зала установили пять аквариумов с вязаными кристаллами — это современный взгляд на оперу «Ундина».
— Ундина была связана с водными стихиями и обладала волшебной красотой. Послушав музыку Чайковского, я представила ее окружение, природу, тот мир, в котором она могла бы жить, и с помощью разных материалов воссоздала свои мысли, — гласит подпись студентки Анастасии Миловой к работе.
В инсталляции «Щелкучник в пандемии» можно разглядеть узнаваемый образ Чумного доктора в вытянутой маске — это, как представил студент Даниил Пиви, Крысолов, который в данной ситуации мешает Щелкунчику вылечиться от вируса. Как поясняет автор работы, на эту мысль его подтолкнули образы крыс в сценографии Михаила Шемякина. И музыка в таком случае рассказывает историю Щелкунчика в этот тяжелый период. А другая композиция «Чайковский в Грузии» — это прообраз того, в каком формате проходили бы застолья с композитором в этой стране. На столе
среди чашек разложены пластинки, инструменты.
— На выставке нашей задачей было показать новое. Какие- то работы можно совершенно спокойно использовать в качестве декораций. Например, инсталляция из трех полотен к «Чародейке» или эти аквариумы — к «Ундине». Только вместо семи аквариумов сделать 25, чтобы получилась большая декорация для театра, — подмечает куратор выставки Дмитрий Буткевич.
К слову, свои идеи по декорациям студенты ГИТИСа представили и в эскизах. Во втором зале мы видим картины про «Спящую красавицу», сцену дуэли из «Евгения Онегина», комнату Лизы для оперы «Пиковая дама» и другие.
— Петр Чайковский — уникальная личность. Всегда интересно посмотреть, что делают студенты. Особенно поразило меня видение Щелкунчика через пандемию, которое наводит молодежь на какие-то новые, яркие представления об этой ситуации, — поделилась впечатлениями посетительница Галина Полякова и с улыбкой добавила: — Оригинально, неожиданно, но страшно. Посмотреть работы студентов приглашают до 13 июня.