Опрос

1 октября 2007 года состоялась церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке. Знаете ли Вы, кем было спроектировано здание?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Актриса кормила голубей на лоджии

1967 год. На фото Фаина Раневская. Фото: Юрий Сомов/Риа Новости
1967 год. На фото Фаина Раневская. Фото: Юрий Сомов/Риа Новости
1967 год. На фото Фаина Раневская. Фото: Юрий Сомов/Риа Новости
1967 год. На фото Фаина Раневская. Фото: Юрий Сомов/Риа Новости

Запланирован капитальный ремонт дома №3 по Большому Палашевскому переулку (Пресненский район). В этой кирпичной башне прошли последние 11 лет жизни Фаины Раневской (1896–1984).

Обстановку квартиры подробно описал архитектор Алексей Щеглов (1939–2015), которого Раневская в шутку называла своим «эрзац-внуком». Бабушка Алексея, актриса Павла Леонтьевна Вульф, была близкой подругой Фаины Георгиевны.

Ближе к центру и тишине

Вид дома № 3 в Большом Палашевском. В таких башнях селили в основном высокопоставленных чиновников. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
Вид дома № 3 в Большом Палашевском. В таких башнях селили в основном высокопоставленных чиновников. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»

С 1953 по 1973 год Фаина Раневская жила в высотке № 1/15 на Котельнической набережной.

Под ее окнами не росло деревьев, зато там оказались выход из кинотеатра и площадка, где разгружали хлебные фургоны. Вдобавок было очень трудно ездить в Театр имени Моссовета, где Раневская играла.

В 1973 году Фаина Георгиевна сумела перебраться в тихий центр, в Южинский переулок: так в 1929–1993 годах назывался Большой Палашевский, в честь актера Александра Сумбатова — Южина, который там когда-то жил. Дом № 3 — на тот момент новенькую, всего за год до этого построенную 12-этажку — актриса выбрала по настоянию своей коллеги и подруги Нины Сухоцкой, жившей по соседству.

Раневская поселилась в «двушке», выходившей на солнечную сторону.

Пол, похожий на сыр

После каждого спектакля актриса возвращалась с такой охапкой букетов, что всегда кто-то помогал их внести в дом.

Цветы, начинавшие вянуть, Фаина Григорьевна бросала в наполненную водой ванну. К их аромату примешивался запах лавандового мыла — его Раневской привозили из-за границы знакомые. Еще Фаина Григорьевна питала слабость к ярким губкам и цветным махровым полотенцам.

Коридор и кухня были увешаны репродукциями Ван Гога — почему-то это были горизонтальные картины, оправленные в одинаковые металлические рамки. Алексей Щеглов считает, что они напоминали Раневской серию кинокадров.

Чашки Раневская предпочитала синие с золотом и требовала после мытья их не вытирать.

Удручал ее на кухне только пол, покрытый плиткой из полихлорвинила, сокращенно — ПХВ. «Чудовищная аббревиатура соответствовала качеству поверхности», — вспоминал Алексей Щеглов: уголки плиток со временем стали задираться, будто у засохшего сыра.

В гостиной висели фотографии любимых людей и собак Фаины Георгиевны, приколотые к стенкам иголками от шприцев (Раневской делали инъекции инсулина). Из спальни можно было выйти на лоджию, посидеть там в кресле с высокой спинкой.

Дверь нараспашку

Чудаковатый характер актрисы отражался и на обстановке в квартире. Раневская кормила голубей прямо на лоджии.

Однажды Фаина Георгиевна уехала на дачу, попросив жену «эрзац-внука» поливать у нее в это время цветы. Целый месяц Татьяна Щеглова отмывала с лоджии следы птичьей жизнедеятельности…

В Южинском актриса подобрала собаку и назвала ее Мальчик. Пса надо было выгуливать, а Раневская не любила скверы, разбитые на месте снесенных домов, — она называла это «осквернением Москвы». Прогулки с Мальчиком приходилось поручать домработницам. Фаина Георгиевна однажды пожаловалась «эрзац-внуку», что за порцию сырого мяса для собаки прислуга потребовала… сто рублей (в 1970-е годы это было больше половины средней зарплаты). Мол, искала мясо по всей Москве и была вынуждена брать такси.

Входную дверь в квартиру Раневская часто оставляла приоткрытой. В один прекрасный день актриса обнаружила пропажу шубы и вазочки из хрусталя. Оказалось, что ими поживился не случайный вор, а очередная помощница по хозяйству.

Увидеть некоторые предметы из квартиры Фаины Раневской можно и сейчас. Правда, для этого надо съездить… в Таганрог. Актриса завещала мебель и некоторые документы историко — краеведческому музею в родном городе, и после ее смерти эта воля была выполнена.

ЦИТАТА 

«Смотрю в окно, ремонтируют старый «доходный дом», работают девушки, тяжести носят на себе, ведра с цементом. Мужчины покуривают, наблюдают за работой девушек, почти девочек. Две появились у меня на балконе, красная душит, мучаюсь астмой. Дала девочкам сластей. Девочки спрашивают: «Почему вы нас угощаете?» Отвечаю: «Потому, что я не богата». Девочки поняли, засмеялись».   

(из письма Фаины Раневской актрисе Верико Анджапаридзе, весна 1980-го)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

На фото Татьяна Артюшкина, старший научный сотрудник Таганрогского историко-краеведческого музея. Фото из личного архива
На фото Татьяна Артюшкина, старший научный сотрудник Таганрогского историко-краеведческого музея. Фото из личного архива

— У нас около 500 единиц хранения, связанных с Фаиной Георгиевной. В том числе — гарнитур карельской березы, стоявший у нее в гостиной, тахта, на которой она спала, кое-что из кухонной мебели, большое кресло… Один из столиков карельского гарнитура поступил к нам с полностью отслоившимся шпоном. На него ставили горшки с цветами, их поливали, и вода протекала. Мы, конечно, его отреставрировали, но на экскурсиях показываем и старые фото: это хорошо говорит о том, как равнодушна была Фаина Георгиевна к быту. В письменном столе, покрытом чернильными пятнами и подпалинами, под центральной крышкой обнаружилось зеркало. Он оказался старым гримерным столом, видимо, списанным из театра. А в кресле (оно было в жутком состоянии, пружины наружу) за обшивкой нашлась оловянная овальная табличка с двумя дырочками и номером — оно тоже когда-то стояло в зрительном зале, — рассказала Татьяна Артюшкина, старший научный сотрудник Таганрогского историко-краеведческого музея.

Новости партнеров