Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Актриса кормила голубей на лоджии

1967 год. На фото Фаина Раневская. Фото: Юрий Сомов/Риа Новости
1967 год. На фото Фаина Раневская. Фото: Юрий Сомов/Риа Новости
1967 год. На фото Фаина Раневская. Фото: Юрий Сомов/Риа Новости
1967 год. На фото Фаина Раневская. Фото: Юрий Сомов/Риа Новости

Запланирован капитальный ремонт дома №3 по Большому Палашевскому переулку (Пресненский район). В этой кирпичной башне прошли последние 11 лет жизни Фаины Раневской (1896–1984).

Обстановку квартиры подробно описал архитектор Алексей Щеглов (1939–2015), которого Раневская в шутку называла своим «эрзац-внуком». Бабушка Алексея, актриса Павла Леонтьевна Вульф, была близкой подругой Фаины Георгиевны.

Ближе к центру и тишине

Вид дома № 3 в Большом Палашевском. В таких башнях селили в основном высокопоставленных чиновников. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
Вид дома № 3 в Большом Палашевском. В таких башнях селили в основном высокопоставленных чиновников. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»

С 1953 по 1973 год Фаина Раневская жила в высотке № 1/15 на Котельнической набережной.

Под ее окнами не росло деревьев, зато там оказались выход из кинотеатра и площадка, где разгружали хлебные фургоны. Вдобавок было очень трудно ездить в Театр имени Моссовета, где Раневская играла.

В 1973 году Фаина Георгиевна сумела перебраться в тихий центр, в Южинский переулок: так в 1929–1993 годах назывался Большой Палашевский, в честь актера Александра Сумбатова - Южина, который там когда-то жил. Дом № 3 — на тот момент новенькую, всего за год до этого построенную 12-этажку — актриса выбрала по настоянию своей коллеги и подруги Нины Сухоцкой, жившей по соседству.

Раневская поселилась в «двушке», выходившей на солнечную сторону.

Пол, похожий на сыр

После каждого спектакля актриса возвращалась с такой охапкой букетов, что всегда кто-то помогал их внести в дом.

Цветы, начинавшие вянуть, Фаина Григорьевна бросала в наполненную водой ванну. К их аромату примешивался запах лавандового мыла — его Раневской привозили из-за границы знакомые. Еще Фаина Григорьевна питала слабость к ярким губкам и цветным махровым полотенцам.

Коридор и кухня были увешаны репродукциями Ван Гога — почему-то это были горизонтальные картины, оправленные в одинаковые металлические рамки. Алексей Щеглов считает, что они напоминали Раневской серию кинокадров.

Чашки Раневская предпочитала синие с золотом и требовала после мытья их не вытирать.

Удручал ее на кухне только пол, покрытый плиткой из полихлорвинила, сокращенно — ПХВ. «Чудовищная аббревиатура соответствовала качеству поверхности», — вспоминал Алексей Щеглов: уголки плиток со временем стали задираться, будто у засохшего сыра.

В гостиной висели фотографии любимых людей и собак Фаины Георгиевны, приколотые к стенкам иголками от шприцев (Раневской делали инъекции инсулина). Из спальни можно было выйти на лоджию, посидеть там в кресле с высокой спинкой.

Дверь нараспашку

Чудаковатый характер актрисы отражался и на обстановке в квартире. Раневская кормила голубей прямо на лоджии.

Однажды Фаина Георгиевна уехала на дачу, попросив жену «эрзац-внука» поливать у нее в это время цветы. Целый месяц Татьяна Щеглова отмывала с лоджии следы птичьей жизнедеятельности...

В Южинском актриса подобрала собаку и назвала ее Мальчик. Пса надо было выгуливать, а Раневская не любила скверы, разбитые на месте снесенных домов, — она называла это «осквернением Москвы». Прогулки с Мальчиком приходилось поручать домработницам. Фаина Георгиевна однажды пожаловалась «эрзац-внуку», что за порцию сырого мяса для собаки прислуга потребовала... сто рублей (в 1970-е годы это было больше половины средней зарплаты). Мол, искала мясо по всей Москве и была вынуждена брать такси.

Входную дверь в квартиру Раневская часто оставляла приоткрытой. В один прекрасный день актриса обнаружила пропажу шубы и вазочки из хрусталя. Оказалось, что ими поживился не случайный вор, а очередная помощница по хозяйству.

Увидеть некоторые предметы из квартиры Фаины Раневской можно и сейчас. Правда, для этого надо съездить... в Таганрог. Актриса завещала мебель и некоторые документы историко - краеведческому музею в родном городе, и после ее смерти эта воля была выполнена.

ЦИТАТА 

«Смотрю в окно, ремонтируют старый «доходный дом», работают девушки, тяжести носят на себе, ведра с цементом. Мужчины покуривают, наблюдают за работой девушек, почти девочек. Две появились у меня на балконе, красная душит, мучаюсь астмой. Дала девочкам сластей. Девочки спрашивают: «Почему вы нас угощаете?» Отвечаю: «Потому, что я не богата». Девочки поняли, засмеялись».   

(из письма Фаины Раневской актрисе Верико Анджапаридзе, весна 1980-го)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

На фото Татьяна Артюшкина, старший научный сотрудник Таганрогского историко-краеведческого музея. Фото из личного архива
На фото Татьяна Артюшкина, старший научный сотрудник Таганрогского историко-краеведческого музея. Фото из личного архива

— У нас около 500 единиц хранения, связанных с Фаиной Георгиевной. В том числе — гарнитур карельской березы, стоявший у нее в гостиной, тахта, на которой она спала, кое-что из кухонной мебели, большое кресло... Один из столиков карельского гарнитура поступил к нам с полностью отслоившимся шпоном. На него ставили горшки с цветами, их поливали, и вода протекала. Мы, конечно, его отреставрировали, но на экскурсиях показываем и старые фото: это хорошо говорит о том, как равнодушна была Фаина Георгиевна к быту. В письменном столе, покрытом чернильными пятнами и подпалинами, под центральной крышкой обнаружилось зеркало. Он оказался старым гримерным столом, видимо, списанным из театра. А в кресле (оно было в жутком состоянии, пружины наружу) за обшивкой нашлась оловянная овальная табличка с двумя дырочками и номером — оно тоже когда-то стояло в зрительном зале, — рассказала Татьяна Артюшкина, старший научный сотрудник Таганрогского историко-краеведческого музея.

Новости партнеров