Опрос

28 июля 1958 года на Триумфальной площади был открыт памятник Владимиру Маяковскому. Знаете ли Вы, кто был скульптором?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Актриса носила соседу письма

«Дом под юбкой» в наши дни — без фигурки. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
«Дом под юбкой» в наши дни — без фигурки. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
«Дом под юбкой» в наши дни — без фигурки. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
«Дом под юбкой» в наши дни — без фигурки. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Одобрен капитальный ремонт дома № 17 по Тверской улице, в одноименном районе. Это здание в народе до сих пор называют «дом под юбкой» — из-за женской фигуры, которая до 1958 года венчала его башенку.

Почти 50 лет в этом доме живет народная артистка РСФСР Светлана Немоляева. Светлана Владимировна рассказала «МЦ», как ей удалось там поселиться, почему ей приходилось носить письма соседу и чего она ждет от капитального ремонта.

Квартира для Дон Кихота

Светлана Немоляева в спектакле «Как важно быть серьезным» своего родного Театра имени Маяковского. Фото: Артем Геодакян, ТАСС
Светлана Немоляева в спектакле «Как важно быть серьезным» своего родного Театра имени Маяковского. Фото: Артем Геодакян, ТАСС

В 1960 году 23-летняя Света Немоляева вышла замуж за ленинградца Александра Лазарева (1938–2011), партнера по Театру Маяковского. Сперва они жили в коммуналке со Светланиными родителями на Плющихе, потом Лазареву дали комнату неподалеку от театра. Затем им удалось купить маленькую кооперативную двушку на улице Удальцова, там в 1967 году родился их сын, ныне известный актер Александр Лазарев — младший. А в 1972 году Театру Маяковского исполнилось 50 лет, в честь этого многим сотрудникам (не только творческим) выделяли жилплощадь. Немоляевой и Лазареву тоже пообещали квартиру.

— Саша был «женпремьер» (в переводе с французского — «первый любовник», молодой харизматичный актер. — «МЦ»), играл все главные роли, — говорит о муже Светлана Немоляева. — Его звездной ролью был Дон Кихот в «Человеке из Ла-Манчи», на этот спектакль было попасть невозможно.

Немоляева с Лазаревым ждали квартиру больше двух лет. Они понимали, что будут ближе к концу очереди: все же они претендуют не на первое жилье, а на улучшение условий. И в 1974 году они услышали радостную весть: им дают квартиру на улице Горького, как тогда называлась Тверская. Причем сперва ее хотели дать известному физику: тот занимал целый особняк в Измайлове, но, овдовев, решил поменяться на квартиру меньшей площади в центре. Но на заседании жилищного отдела Моссовета один чиновник заявил: «А пусть наш любимый Дон Кихот поживет в хорошей квартире!»

— Когда нам показали эту квартиру, было ощущение нереальности — просто хоромы, — вспоминает Светлана Немоляева. — Мы заехали туда осенью 1974 года, так что наш Шура пошел в первый класс уже там. Целый год я ходила по Тверскому бульвару и щипала себя за руку: не верила, что минут за 15–18 добираюсь пешком до театра. Это огромное счастье, ведь спектакли заканчиваются поздно, а мы были заняты в очень многих постановках!

«Страшно дружили»

Квартиру в «доме подюбкой» они с мужем в 1974 году получили благодаря театру. Фото: Евгений Умнов, russiainphoto.ru
Квартиру в «доме подюбкой» они с мужем в 1974 году получили благодаря театру. Фото: Евгений Умнов, russiainphoto.ru

Среди жильцов «дома под юбкой» было множество известных людей. Сейчас там действуют два музея: в квартире пианиста и композитора Александра Гольденвейзера (1875–1961) и мастерской скульптора Сергея Коненкова (1874–1971). Немоляева и Лазарев, конечно, их не застали, как не застали и актера Максима Штрауха (1900–1974). Зато через арку, в соседнем подъезде, жил сатирик Григорий Горин (1940–2000): они с Немоляевой и ее мужем, как образно выражается Светлана Владимировна, «страшно дружили».

— Горин две пьесы в наш театр отнес — «Чума на оба ваших дома» и «Кин IV», там играли и Саша, и я, — рассказывает Светлана Немоляева. — У него был круг замечательных коллег: Шура Ширвиндт, Андрей Миронов, Игорь Кваша. Это было золотое время прекрасного общения с умными людьми с чувством юмора.

В новом доме Немоляева встретила звезду Малого театра Дарью Зеркалову (1901–1982): Света еще девочкой ходила на ее спектакли. Узнав, что Немоляева репетирует роль Сары Бернар в «Смехе лангусты», Зеркалова подарила ей книжку о Бернар, изданную в Париже, с репродукциями афиш, нарисованными великим Альфонсом Мухой. Также среди соседей оказались народный артист РФ Виктор Павлов (1940–2006), известный сейчас прежде всего как Левченко из «Места встречи…», и … Александр Лазарев, тезка и однофамилец мужа Немоляевой, народный артист РСФСР, дирижер.

— У него была огромная переписка с Европой, с оперными театрами, — улыбается Светлана Немоляева. — Но так как его знали меньше, чем моего мужа, вся его почта попадала в наш ящик. И нам приходилось регулярно работать почтальонами…

Немоляева и Лазарев общались не только со звездными соседями — они поддерживали хорошие отношения с продавцами кондитерского магазина, «который выходил обратной частью во двор», и магазина «Армения».

— И в годы дефицита нам перепадали роскошные конфеты, за которыми надо было полдня простоять в очереди, или еще какие-нибудь продукты, — признается Светлана Владимировна.

Спасти балкон

Элемент декора: башенка. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Элемент декора: башенка. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Светлана Владимировна утверждает, что на ее памяти в доме почти ничего не менялось. Только вскоре после их вселения, году в 1975 или 1976-м, была замена газовых труб. И еще убрали старые лифты, о чем Немоляева слегка жалеет.

— У нас лифт был очень красивый, он двигался в такой кольчужной трубе, — описывает его актриса. — Я потом в Париже увидела такой в одном доме и воскликнула: «Боже, как у нас!» А потом кабины поменяли, и это очарование старья ушло.

Новость о предстоящем капитальном ремонте, конечно, заставила Светлану Немоляеву в первый момент подумать о возможных неудобствах. Однако в здании многое заслуживает перемен — не только ради красоты.

— Соседи над нами, на седьмом этаже, говорят, что боятся выходить на балкон, так что его надо укрепить, — передает Светлана Немоляева. — А еще у нас повсюду провода толстые висят, как было везде в Советском Союзе, — я смотрю, в других домах они убраны. Сейчас ведь существуют материалы, которых раньше не было: и стены кафелем облицовывают красиво, и полы выкладывают… Так что хорошо, что ремонт будет — ради того, чтобы дом и дальше жил, стоит потерпеть.

НА ЗАМЕТКУ

«Дом под юбкой» был выстроен на месте снесенного в 1934 году храма Димитрия Солунского. У здания есть брат-близнец — дом № 1/3 по Большой Полянке, тоже построенный по проекту архитектора Аркадия Мордвинова

КСТАТИ

«Дом под юбкой» — пожалуй, единственный пример народного названия московского объекта, связанного с давно утраченным элементом декора.

ЛЮБОПЫТНО

Элемент декора: балкон. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Элемент декора: балкон. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

15 января 2018 года телеграм-канал «Архитектурные излишества» запустил кампанию за воссоздание статуи, давшей название «дому под юбкой». Идея собрала 1900 «лайков» и лишь 138 «дизлайков». Вскоре после этого портал Архитектурного совета Москвы опубликовал комментарии 15 краеведов и специалистов по строительству. В этом хоре прозвучало и много аргументов «против»:

■ дом и без скульптуры выглядит цельно, выросли поколения москвичей, видевших его именно таким;

■ фигура с серпом и молотом олицетворяла эстетику эпохи, ушедшей в историю;

■ сегодня скульптуры принято располагать ближе к уровню человеческих глаз, а не на высоте 30– 40 метров от земли;

■ непонятно, был бы новодел долговечным, если оригинал за 18 лет разрушился. На момент подписания номера идея воссоздания статуи развития не получила.

СПРАВКА

В ходе капитального ремонта планируется обновить стены, потолок, полы, ступени и перила на лестничных маршах, заменить двери в тамбурах. В здании повесят номерные подъездные и поэтажные таблички, информационные настенные доски, сделают новые дверки инженерных ниш и почтовые ящики. Планируются работы в подвале, а также ремонт коммуникаций, связанных с электроснабжением, водой и отоплением.

ИСТОРИЯ

«Дом под юбкой» (он угловой, поэтому у него два адреса: Тверская улица, 17, и Тверской бульвар, 28) имеет статус культурного объекта регионального значения. Его выстроили в 1940–1944 годах по проекту архитектора Аркадия Мордвинова. На башне, словно на носу корабля, высилась женская фигура, автор — скульптор Георгий Мотовилов (1892–1963). Считается, что моделью была прима Большого театра Ольга Лепешинская (1916–2008), и статую называли «балериной». До 1950 года памятник Пушкину стоял в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю (и, соответственно, к «дому под юбкой»). Остряки сочинили: «Над головою у поэта/ Воздвигли даму из балета,/ Чтоб Александр Сергеич мог/ Увидеть пару стройных ног». Может сложиться впечатление, что статуя была одета в пачку и выполняла какой-нибудь батман. На самом деле, судя по фото, женщина стояла на сомкнутых ногах (причем даже не на носках!) и носила платье чуть ниже колен, которое как бы слегка развевалось сзади от дувшего ей в лицо ветра с севера. Ее руки были подняты над головой и раскинуты, в правой она сжимала серп и молот. Скульптуру демонтировали в 1958 году, по одной версии, из эстетических соображений (после переноса памятника Пушкину общий вид района изменился), по другой, из-за ее аварийного состояния.

Новости партнеров