Опрос

19 июля 1980 года в Москве прошло открытие XXII Олимпийских игр на стадионе имени Ленина в Лужниках. А Вы знаете, какую массу имел главный символ игр — медвежонок Мишка?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Актриса носила соседу письма

«Дом под юбкой» в наши дни — без фигурки. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
«Дом под юбкой» в наши дни — без фигурки. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
«Дом под юбкой» в наши дни — без фигурки. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
«Дом под юбкой» в наши дни — без фигурки. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Одобрен капитальный ремонт дома № 17 по Тверской улице, в одноименном районе. Это здание в народе до сих пор называют «дом под юбкой» — из-за женской фигуры, которая до 1958 года венчала его башенку.

Почти 50 лет в этом доме живет народная артистка РСФСР Светлана Немоляева. Светлана Владимировна рассказала «МЦ», как ей удалось там поселиться, почему ей приходилось носить письма соседу и чего она ждет от капитального ремонта.

Квартира для Дон Кихота

Светлана Немоляева в спектакле «Как важно быть серьезным» своего родного Театра имени Маяковского. Фото: Артем Геодакян, ТАСС
Светлана Немоляева в спектакле «Как важно быть серьезным» своего родного Театра имени Маяковского. Фото: Артем Геодакян, ТАСС

В 1960 году 23-летняя Света Немоляева вышла замуж за ленинградца Александра Лазарева (1938–2011), партнера по Театру Маяковского. Сперва они жили в коммуналке со Светланиными родителями на Плющихе, потом Лазареву дали комнату неподалеку от театра. Затем им удалось купить маленькую кооперативную двушку на улице Удальцова, там в 1967 году родился их сын, ныне известный актер Александр Лазарев — младший. А в 1972 году Театру Маяковского исполнилось 50 лет, в честь этого многим сотрудникам (не только творческим) выделяли жилплощадь. Немоляевой и Лазареву тоже пообещали квартиру.

— Саша был «женпремьер» (в переводе с французского — «первый любовник», молодой харизматичный актер. — «МЦ»), играл все главные роли, — говорит о муже Светлана Немоляева. — Его звездной ролью был Дон Кихот в «Человеке из Ла-Манчи», на этот спектакль было попасть невозможно.

Немоляева с Лазаревым ждали квартиру больше двух лет. Они понимали, что будут ближе к концу очереди: все же они претендуют не на первое жилье, а на улучшение условий. И в 1974 году они услышали радостную весть: им дают квартиру на улице Горького, как тогда называлась Тверская. Причем сперва ее хотели дать известному физику: тот занимал целый особняк в Измайлове, но, овдовев, решил поменяться на квартиру меньшей площади в центре. Но на заседании жилищного отдела Моссовета один чиновник заявил: «А пусть наш любимый Дон Кихот поживет в хорошей квартире!»

— Когда нам показали эту квартиру, было ощущение нереальности — просто хоромы, — вспоминает Светлана Немоляева. — Мы заехали туда осенью 1974 года, так что наш Шура пошел в первый класс уже там. Целый год я ходила по Тверскому бульвару и щипала себя за руку: не верила, что минут за 15–18 добираюсь пешком до театра. Это огромное счастье, ведь спектакли заканчиваются поздно, а мы были заняты в очень многих постановках!

«Страшно дружили»

Квартиру в «доме подюбкой» они с мужем в 1974 году получили благодаря театру. Фото: Евгений Умнов, russiainphoto.ru
Квартиру в «доме подюбкой» они с мужем в 1974 году получили благодаря театру. Фото: Евгений Умнов, russiainphoto.ru

Среди жильцов «дома под юбкой» было множество известных людей. Сейчас там действуют два музея: в квартире пианиста и композитора Александра Гольденвейзера (1875–1961) и мастерской скульптора Сергея Коненкова (1874–1971). Немоляева и Лазарев, конечно, их не застали, как не застали и актера Максима Штрауха (1900–1974). Зато через арку, в соседнем подъезде, жил сатирик Григорий Горин (1940–2000): они с Немоляевой и ее мужем, как образно выражается Светлана Владимировна, «страшно дружили».

— Горин две пьесы в наш театр отнес — «Чума на оба ваших дома» и «Кин IV», там играли и Саша, и я, — рассказывает Светлана Немоляева. — У него был круг замечательных коллег: Шура Ширвиндт, Андрей Миронов, Игорь Кваша. Это было золотое время прекрасного общения с умными людьми с чувством юмора.

В новом доме Немоляева встретила звезду Малого театра Дарью Зеркалову (1901–1982): Света еще девочкой ходила на ее спектакли. Узнав, что Немоляева репетирует роль Сары Бернар в «Смехе лангусты», Зеркалова подарила ей книжку о Бернар, изданную в Париже, с репродукциями афиш, нарисованными великим Альфонсом Мухой. Также среди соседей оказались народный артист РФ Виктор Павлов (1940–2006), известный сейчас прежде всего как Левченко из «Места встречи…», и … Александр Лазарев, тезка и однофамилец мужа Немоляевой, народный артист РСФСР, дирижер.

— У него была огромная переписка с Европой, с оперными театрами, — улыбается Светлана Немоляева. — Но так как его знали меньше, чем моего мужа, вся его почта попадала в наш ящик. И нам приходилось регулярно работать почтальонами…

Немоляева и Лазарев общались не только со звездными соседями — они поддерживали хорошие отношения с продавцами кондитерского магазина, «который выходил обратной частью во двор», и магазина «Армения».

— И в годы дефицита нам перепадали роскошные конфеты, за которыми надо было полдня простоять в очереди, или еще какие-нибудь продукты, — признается Светлана Владимировна.

Спасти балкон

Элемент декора: башенка. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Элемент декора: башенка. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Светлана Владимировна утверждает, что на ее памяти в доме почти ничего не менялось. Только вскоре после их вселения, году в 1975 или 1976-м, была замена газовых труб. И еще убрали старые лифты, о чем Немоляева слегка жалеет.

— У нас лифт был очень красивый, он двигался в такой кольчужной трубе, — описывает его актриса. — Я потом в Париже увидела такой в одном доме и воскликнула: «Боже, как у нас!» А потом кабины поменяли, и это очарование старья ушло.

Новость о предстоящем капитальном ремонте, конечно, заставила Светлану Немоляеву в первый момент подумать о возможных неудобствах. Однако в здании многое заслуживает перемен — не только ради красоты.

— Соседи над нами, на седьмом этаже, говорят, что боятся выходить на балкон, так что его надо укрепить, — передает Светлана Немоляева. — А еще у нас повсюду провода толстые висят, как было везде в Советском Союзе, — я смотрю, в других домах они убраны. Сейчас ведь существуют материалы, которых раньше не было: и стены кафелем облицовывают красиво, и полы выкладывают… Так что хорошо, что ремонт будет — ради того, чтобы дом и дальше жил, стоит потерпеть.

НА ЗАМЕТКУ

«Дом под юбкой» был выстроен на месте снесенного в 1934 году храма Димитрия Солунского. У здания есть брат-близнец — дом № 1/3 по Большой Полянке, тоже построенный по проекту архитектора Аркадия Мордвинова

КСТАТИ

«Дом под юбкой» — пожалуй, единственный пример народного названия московского объекта, связанного с давно утраченным элементом декора.

ЛЮБОПЫТНО

Элемент декора: балкон. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Элемент декора: балкон. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

15 января 2018 года телеграм-канал «Архитектурные излишества» запустил кампанию за воссоздание статуи, давшей название «дому под юбкой». Идея собрала 1900 «лайков» и лишь 138 «дизлайков». Вскоре после этого портал Архитектурного совета Москвы опубликовал комментарии 15 краеведов и специалистов по строительству. В этом хоре прозвучало и много аргументов «против»:

■ дом и без скульптуры выглядит цельно, выросли поколения москвичей, видевших его именно таким;

■ фигура с серпом и молотом олицетворяла эстетику эпохи, ушедшей в историю;

■ сегодня скульптуры принято располагать ближе к уровню человеческих глаз, а не на высоте 30– 40 метров от земли;

■ непонятно, был бы новодел долговечным, если оригинал за 18 лет разрушился. На момент подписания номера идея воссоздания статуи развития не получила.

СПРАВКА

В ходе капитального ремонта планируется обновить стены, потолок, полы, ступени и перила на лестничных маршах, заменить двери в тамбурах. В здании повесят номерные подъездные и поэтажные таблички, информационные настенные доски, сделают новые дверки инженерных ниш и почтовые ящики. Планируются работы в подвале, а также ремонт коммуникаций, связанных с электроснабжением, водой и отоплением.

ИСТОРИЯ

«Дом под юбкой» (он угловой, поэтому у него два адреса: Тверская улица, 17, и Тверской бульвар, 28) имеет статус культурного объекта регионального значения. Его выстроили в 1940–1944 годах по проекту архитектора Аркадия Мордвинова. На башне, словно на носу корабля, высилась женская фигура, автор — скульптор Георгий Мотовилов (1892–1963). Считается, что моделью была прима Большого театра Ольга Лепешинская (1916–2008), и статую называли «балериной». До 1950 года памятник Пушкину стоял в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю (и, соответственно, к «дому под юбкой»). Остряки сочинили: «Над головою у поэта/ Воздвигли даму из балета,/ Чтоб Александр Сергеич мог/ Увидеть пару стройных ног». Может сложиться впечатление, что статуя была одета в пачку и выполняла какой-нибудь батман. На самом деле, судя по фото, женщина стояла на сомкнутых ногах (причем даже не на носках!) и носила платье чуть ниже колен, которое как бы слегка развевалось сзади от дувшего ей в лицо ветра с севера. Ее руки были подняты над головой и раскинуты, в правой она сжимала серп и молот. Скульптуру демонтировали в 1958 году, по одной версии, из эстетических соображений (после переноса памятника Пушкину общий вид района изменился), по другой, из-за ее аварийного состояния.

Новости партнеров