Акварельные истории улиц
Столичная художница Алена Дергилева уже более 30 лет рисует исторические и современные уголки центра Москвы. На ее картинах можно встретить знакомые дворики и высотки, а на некоторых даже узнать себя.
В работах Алены Дергилевой столица запечатлена такой, какая она есть. Художница старается сохранить образ города. Вот трое мужчин возвращаются с работы мимо знаменитого дома с атлантами. На тротуаре сидят птицы, а рядом на стене здания нарисованы граффити. Если поднять глаза повыше, можно увидеть трещины и потертости. Но все эти детали не отталкивают, а, наоборот, притягивают своей искренностью. Глядя на картину, кажется, что время на минуту остановилось и вот сейча изображение оживет.
— Перед тем как приступить к созданию картины, необходимо продумать саму идею, — рассказывает Алена Ивановна. — Важны детали, подробности. Необходимо собрать в единую композицию приметы времени. Только в этом случае получится убедительный образ города, в котором мы сегодня живем.
От возникновения идеи и до готовой работы может пройти несколько месяцев.
— Мне нравится, когда у стен есть прошлое, — говорит Алена Ивановна. — Они должны быть не только что покрашены или отремонтированы, а иметь историю, которую в течение какого-то времени творили сами люди и погода. От этого стена становится живой.
Алена Ивановна работает в нескольких техниках. Например, она берет акварельный картон и долго рисует карандашом композицию во всех возможных подробностях, а затем уже красками. Еще одна техника — офорт. Это процесс работы с цинковой доской, которую полируют и покрывают кислотоупорным лаком.
— Ее использовали еще в XVI веке, — рассказывает она.
Затем художница рисует с натуры обычной швейной иглой. Потом все травится в азотной кислоте и краска забивается в протравленные штрихи.
— А лишнюю счищаю рукой, — объясняет Алена Ивановна. — И отправляю под пресс на специальную мокрую бумагу. Она должна высохнуть, и тогда я крашу ее акварелью. Такая техника называется офорт.
Многих домов, которые рисовала художница, уже нет. Они остались только на ее картинах. Так и с купеческим домом на Таганке, в котором жила Дергилева в детстве. На картинах также можно встретить знаменитые «рюмочные» и «бутербродные», увидеть стихийные рынки возле метро.
А на одной из выставок Дергилевой женщина подошла к художнице и сказала, что на картине узнала своего сына.
— На ней я изобразила кусочек Пятницкой улицы, — говорит Алена Ивановна. — Помню, что тогда на доме меня заворожили диагональная труба и стеклянная дверь. В окне можно было увидеть кассиршу и отражение улицы. Потом я решила добавить мальчишку — такой собирательный образ молодежи получился.
Женщине, которая узнала своего сына, дали открытку с картиной. Она отнесла домой, а ее сын и вправду увидел на ней себя.
— После этого он написал мне и спросил, когда я успела его сфотографировать, — рассказывает Алена Ивановна. — Я же объяснила, что я не рисовала конкретно его, это некий собирательный образ, а парень мне не поверил.
За 30 лет у художницы накопилось много картин и эскизов. Сейчас в ее коллекции более 200 больших акварелей о Москве. Многие картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Историческом музее, в частных коллекциях и на других культурных площадках.
А еще художница много раз проводила персональные выставки в Германии и Финляндии. Алена Дергилева создала в разные годы ряд серий: «Москва в годы революции 1917–1918 годов», «Люди в метро», «Чувство города», «Прогулки по Москве», «Портреты деятелей русской культуры и искусства» и другие циклы.
Недавно художница подготовила третью книгу о Москве, провела персональную выставку. Сейчас у нее в работе около двух десятков готовых эскизов и множество идей, которые, возможно, уже совсем скоро станут историей города.
СПРАВКА
Алена Ивановна родилась 1 января 1952 года в семье художников. Мама с папой более 35 лет рисовали популярные открытки, которые в Советском Союзе дарили друг другу на праздники. Училась Дергилева на факультете прикладного искусства в Московском текстильном институте. В 2007 году ее наградили медалью Российской академии художеств.