Опрос

Памятник Петру Великому на стрелке Москвы-реки открыли 5 сентября 1997 года. Знаете ли Вы общую высоту одного из самых больших скульптурных памятников России?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Акварельные истории улиц  

15 января 2020 года. Алена Дергилева показывает свои картины. Фото: Наталия Нечаева
15 января 2020 года. Алена Дергилева показывает свои картины. Фото: Наталия Нечаева
15 января 2020 года. Алена Дергилева показывает свои картины. Фото: Наталия Нечаева

Столичная художница Алена Дергилева уже более 30 лет рисует исторические и современные уголки центра Москвы. На ее картинах можно встретить знакомые дворики и высотки, а на некоторых даже узнать себя.    

В работах Алены Дергилевой столица запечатлена такой, какая она есть. Художница старается сохранить образ города. Вот трое мужчин возвращаются с работы мимо знаменитого дома с атлантами. На тротуаре сидят птицы, а рядом на стене здания нарисованы граффити. Если поднять глаза повыше, можно увидеть трещины и потертости. Но все эти детали не отталкивают, а, наоборот, притягивают своей искренностью. Глядя на картину, кажется, что время на минуту остановилось и вот сейча изображение оживет.

— Перед тем как приступить к созданию картины, необходимо продумать саму идею, — рассказывает Алена Ивановна. — Важны детали, подробности. Необходимо собрать в единую композицию приметы времени. Только в этом случае получится убедительный образ города, в котором мы сегодня живем.

Картина Алены Дергилевой «Пельменная» на улице Красина»
Картина Алены Дергилевой «Пельменная» на улице Красина»

От возникновения идеи и до готовой работы может пройти несколько месяцев.

— Мне нравится, когда у стен есть прошлое, — говорит Алена Ивановна. — Они должны быть не только что покрашены или отремонтированы, а иметь историю, которую в течение какого-то времени творили сами люди и погода. От этого стена становится живой.

Алена Ивановна работает в нескольких техниках. Например, она берет акварельный картон и долго рисует карандашом композицию во всех возможных подробностях, а затем уже красками. Еще одна техника — офорт. Это процесс работы с цинковой доской, которую полируют и покрывают кислотоупорным лаком.

— Ее использовали еще в XVI веке, — рассказывает она.

Затем художница рисует с натуры обычной швейной иглой. Потом все травится в азотной кислоте и краска забивается в протравленные штрихи.

— А лишнюю счищаю рукой, — объясняет Алена Ивановна. — И отправляю под пресс на специальную мокрую бумагу. Она должна высохнуть, и тогда я крашу ее акварелью. Такая техника называется офорт.

Картина Алены Дергилевой «Дом № 23 по переулку Сивцев Вражек»
Картина Алены Дергилевой «Дом № 23 по переулку Сивцев Вражек»

Многих домов, которые рисовала художница, уже нет. Они остались только на ее картинах. Так и с купеческим домом на Таганке, в котором жила Дергилева в детстве. На картинах также можно встретить знаменитые «рюмочные» и «бутербродные», увидеть стихийные рынки возле метро.

А на одной из выставок Дергилевой женщина подошла к художнице и сказала, что на картине узнала своего сына.

— На ней я изобразила кусочек Пятницкой улицы, — говорит Алена Ивановна. — Помню, что тогда на доме меня заворожили диагональная труба и стеклянная дверь. В окне можно было увидеть кассиршу и отражение улицы. Потом я решила добавить мальчишку — такой собирательный образ молодежи получился.

Женщине, которая узнала своего сына, дали открытку с картиной. Она отнесла домой, а ее сын и вправду увидел на ней себя.

— После этого он написал мне и спросил, когда я успела его сфотографировать, — рассказывает Алена Ивановна. — Я же объяснила, что я не рисовала конкретно его, это некий собирательный образ, а парень мне не поверил.

Картина Алены Дергилевой «Метро «Площадь Революции»

За 30 лет у художницы накопилось много картин и эскизов. Сейчас в ее коллекции более 200 больших акварелей о Москве. Многие картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Историческом музее, в частных коллекциях и на других культурных площадках.

А еще художница много раз проводила персональные выставки в Германии и Финляндии. Алена Дергилева создала в разные годы ряд серий: «Москва в годы революции 1917–1918 годов», «Люди в метро», «Чувство города», «Прогулки по Москве», «Портреты деятелей русской культуры и искусства» и другие циклы.

Недавно художница подготовила третью книгу о Москве, провела персональную выставку. Сейчас у нее в работе около двух десятков готовых эскизов и множество идей, которые, возможно, уже совсем скоро станут историей города.

 СПРАВКА

Алена Ивановна родилась 1 января 1952 года в семье художников. Мама с папой более 35 лет рисовали популярные открытки, которые в Советском Союзе дарили друг другу на праздники. Училась Дергилева на факультете прикладного искусства в Московском текстильном институте. В 2007 году ее наградили медалью Российской академии художеств.

 

Новости партнеров