Опрос

Всемирный день театра отмечается 27 марта. А Вы знаете, как изначально назывался Большой театр?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Александр Ф. Скляр: Все мои учителя были людьми уникальными

26 июля 2015 года. Музыкант Александр Ф. Скляр во время выступления нафестивале славянского искусства «Русское поле». Фото: Сергей Шахиджанян, «ТАСС»
26 июля 2015 года. Музыкант Александр Ф. Скляр во время выступления нафестивале славянского искусства «Русское поле». Фото: Сергей Шахиджанян, «ТАСС»
26 июля 2015 года. Музыкант Александр Ф. Скляр во время выступления нафестивале славянского искусства «Русское поле». Фото: Сергей Шахиджанян, «ТАСС»
26 июля 2015 года. Музыкант Александр Ф. Скляр во время выступления нафестивале славянского искусства «Русское поле». Фото: Сергей Шахиджанян, «ТАСС»

23 сентября музыкант Александр Ф. Скляр выступил на патриотической акции «Своих не бросаем» на Манежной площади и дал эксклюзивное интервью «МЦ». Впрочем, темой разговора с известным артистом стали учителя.

Во всем мире 5 октября будут благодарить педагогов и поздравлять их с профессиональным праздником. О наставниках — школьных и жизненных — мы и расспросили Скляра. Вот только чтобы разговор состоялся, пришлось пойти на хитрость. «Дуньо! Интелвьюо хиелси!» (в переводе с корейского — «Товарищ! Надо дать интервью!» — «МЦ»), — написал в мессенджере наш корреспондент артисту. «Тэдани комапсымнида! («Спасибо, что пригласили меня!») — по-корейски ответил тот и тут же перезвонил, первым делом задав вопрос, откуда журналист знает не самый популярный для изучения язык.

— Я фотокорреспондент и говорю на всех языках мира, но только пару фраз. «Нихтшиссен» белых лебедей там (не стреляйте в белых лебедей — нем. — «МЦ») или «же не манж па сис жур» (я не ел шесть дней — франц. — «МЦ»). Поскольку я был военным корреспондентом, то знаюпо-арабски «сахафи мусауэр» (журналист-фотограф). Но не более того!

— А-а-а-а… Какой вы, однако. Вы мне кунмуном написали (корейское письмо), и я думал, как вы в смартфоне-то это набрали.. Но мне это было неожиданно и весьма приятно, что хоть кто то по-корейски что-то сказать может. Я сам учился в МГИМО после школы, учил корейский, а после обучения три года отработал в Министерстве иностранных дел в Северной Корее.

— Поговаривали, что вас оттуда уволили за исполнение белогвардейских песен под гитару...

— (Смеется.) Это лишь легенда. Дипломатическая работа — дело ответственное, и, конечно, такого, о чем вы слышали, не было. В начале 1980-х из системы МИД никто не увольнялся — я был единичный случай. Просто понял, что музыка меня привлекает намного больше. Я ушел в отставку в чине атташе, но опровергать слухи уже устал.

— А кто из учителей на вас оказал самое большое влияние?

— Учитель — это широкое и глубокое понятие. Родители произвели тебя на свет, а учитель сделал из тебя человека. Это я могу сказать про всех, кто мне встречался на разных этапах жизненного пути. И их имена я всегда вспоминаю внутри себя.

— Может, поделитесь?

— Потрясающий учитель был — директор моей 45-й московской школы, где я проучился с первого по десятый классы. Его звали Леонид Мильграм. Он был учитель по призванию и подбирал себе такой состав, что обо всех у меня остались теплые и глубокие воспоминания. Про каждого я могу сказать: он был Учитель с большой буквы! Так что школа на меня оказала самое сильное влияние. Да и в МГИМО преподаватели нашей корейской кафедры были людьми уникальными! Василий Лукич Ли, зав кафедрой Хан Дык Пон — у него не было русского имени. А Василий Лукич придумал себе вот такое имя-отчество. Он великолепно знал корейский и очень ненавязчиво нам его преподавал.

— Наверняка какие-то моменты из школьной жизни нет-нет, да и всплывают в памяти...

— Был эпизод, когда нам вручали выпускные аттестаты. Так получилось, что я оказался единственным из двух наших классов — «А» и «Б», кто стал круглым отличником. И у нашего завуча Александра Захаровича Бессмертного, учителя английского, была традиция: он на разные серьезные поводы для учеников (а окончание школы — серьезный повод) писал маленькие четверостишия. И когда нам вручали аттестаты, он прочел вот такое: «Не представлял я раньше Скляра без та-та-тата (вот забыл слово!) и гитары. Но, посмотрев на аттестат, беру свои слова назад!» Стих был ироничный, все рассмеялись.

— А если говорить не о школьных учителях, а о жизненных наставниках и ориентирах?

— Учиться надо всегда. Находить единомышленников, которые могут тебя чему-то научить. Это должно быть зашито во внутренней структуре. Таких не всегда можно найти рядом, но их можно поискать! Еще надо много читать. Литература должна быть твоим близким другом. Надо познавать свое ремесло, а это процесс бесконечный. И всегда найдется внутренний духовный авторитет. Для меня остались те незыблемые авторитеты, которые были со мной с юношества: Роберт Стивенсон, Пушкин, Гоголь. Если говорить про поэзию — моей звездой был Николай Гумилев. Что до живых, нелитературных ориентиров — для меня это Федор Конюхов. Год назад я побывал на его выставке на ВДНХ, когда он своим детям ее показывал, и у меня исполнилась мечта — лично его узнать. Когда-нибудь побываю в деревне Конюхова, где он живет. Есть и человек, который мне очень сильно помог в трудный момент, — Сережа Бадюк. Он живет рядом с нами, и внутренне он — настоящий Учитель.

— В каждой вашей песне есть скрытый посыл. Вы когда-нибудь пытались воспитывать людей через песни — ненавязчиво, как вас учил корейскому Василий Ли?

— Да, я каждый раз пытался решить творческую задачу, причем не одной песней, а целым альбомом. Если это считывается — то здорово! Хотя я на свои работы смотрю строго, вижу ошибки.

СПРАВКА

Александр Феликсович Скляр — заслуженный артист Российской Федерации, создатель и лидер группы «Ва-БанкЪ» (1986). Родился в Москве 7 марта 1958 года. В школьные годы активно занимался разными видами спорта, но после перелома ноги оставил тренировки. Отучился в МГИМО на факультете международных отношений. С 1980 по 1985 год работал в КНДР дипломатом, но оставил карьеру ради музыки, указав в заявлении на увольнение причину ухода — поступление в консерваторию.

Новости партнеров