Опрос

19 июля 1980 года в Москве прошло открытие XXII Олимпийских игр на стадионе имени Ленина в Лужниках. А Вы знаете, какую массу имел главный символ игр — медвежонок Мишка?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Александр Кулаков: Жонглирование стимулирует мозг

Александр Кулаков на манеже. Он всегда добавляет элемент шоу в свои номера, расставляя особые музыкальные акценты. Фото: личный архив
Александр Кулаков на манеже. Он всегда добавляет элемент шоу в свои номера, расставляя особые музыкальные акценты. Фото: личный архив
Александр Кулаков на манеже. Он всегда добавляет элемент шоу в свои номера, расставляя особые музыкальные акценты. Фото: личный архив

В субботу, ближайшую к 17 июня, отмечается Всемирный день жонглирования. В этом году он выпал на 15 июня. В преддверии праздника корреспондент «МЦ» пообщался с жонглером Цирка Никулина на Цветном бульваре Александром Кулаковым о его профессии и мастерстве.

Мы привыкли воспринимать жонглирование исключительно как часть циркового представления. Однако оно может не только радовать зрителя, но и быть интересным хобби и даже спортом, оказывающим невероятное положительное влияние на здоровье, убежден потомственный жонглер Александр Кулаков.

— Александр, выродились во время гастролей родителей. Как это — быть ребенком цирковых артистов?

Конечно, это очень весело. Про нас говорят, что мы родились в опилках. Это выражение пошло от того, что раньше манеж, до того, как начали использовать каучук, заправлялся опилками. Детство у нас — это, с одной стороны, постоянный праздник, а с другой — тяжелый труд. Ведь уже с четырех лет нас приучают к цирку, к его жанрам и специфике. Цирк — наши ясли, детский сад и школа. У меня нет как таковых школьных друзей, в силу того, что я почти всю жизнь проучился экстерном, ведь постоянно был с родителями в разъездах. Моя первая зарубежная поездка случилась в Южную Корею в 1994 году. Мне было четыре года. Я еще не выходил на манеж как артист, но исполнял роль подсадного зрителя в репризах клоунов. У нас были тогда замечательные клоуны — Сергей Просвирнин, заслуженный артист России и его партнер Владимир Стариков. И была у них классическая реприза «гиря», где они изображали, что гиря очень тяжелая. И вот в конце я, еще совсем маленький мальчик, выбегал на манеж, дарил одному из них цветочек, хватал гирю и убегал с ней. Это было забавно, корейцы очень ярко реагировали. И вот одно из ярких воспоминаний, когда я в очередной раз бегу из зала, но не могу преодолеть барьер, потому что он оказался очень высоким. Кое-как перелезая через него, я сломал цветок, отдал его клоуну, схватил гирю и пулей вылетел обратно. Расстроился тогда очень, что испортил номер...

А так было много разных интересных путешествий. На гастролях в Монте-Карло я даже как-то встретился с принцессой Монако Стефанией. Она очень любит цирк, мы с ней поговорили о нем за кулисами.

— Вы жонглируете с самого детства. Говорят, это очень полезное занятие. Ощущаете это на себе?

Как говорят ученые-антропологи, одной из причин нашей эволюции является то, что мы начали активно использовать наши руки. Иммануил Кант говорил, что рука — это вынесенный наружу мозг. Большая часть коры головного мозга отведена под управление кистями рук. Поэтому, когда мы развиваем мелкую моторику, мы задействуем почти все области мозга. При этом в процессе жонглирования задействованы и мелкая моторика рук, и внимание с концентрацией. Жонглирование стимулирует мозг колоссально. Были исследования, когда люди на протяжении трех месяцев 30 минут в день занимались жонглированием. И замеры на МРТ показали, что в итоге объем серого вещества у людей увеличился на пять процентов. То есть мозг физически растет от этого занятия. Ученые считают, что жонглирование может быть и профилактикой всяческих нейродегенеративных заболеваний, таких как Альцгеймер, Паркинсон, деменция и других. Да и в целом это занятие позволяет быть в форме, натренировать плечи, а еще стать более ловким. Ну и кроме того, жонглирование можно считать формой медитации. Ведь в этом процессе ты сильно сконцентрирован на реквизите, мозг отдыхает от других мыслей.

— Как научиться жонглированию человеку, который никогда не брал в руки специальные мечи, булавы или кольца?

Тренируются сначала обычно с небольшими мячами. В интернете есть много обучающих роликов, а такие упражнения лучше один раз увидеть, чем сто раз про них прочитать. Что же по постановке корпуса при выполнении упражнений: ноги нужно держать на ширине плеч, одна нога чуть впереди другой, примерно на полстопы. Руки следует опустить, а потом согнуть на 90 градусов в локте. Локти не должны быть далеко от корпуса, но и прижимать вплотную их не следует. Это базовая позиция. Высота вашего броска контролируется тем, насколько сильно вы опустите руку. Ну, а дальше важна только практика.

— Кстати, о ней. Сколько времени занимают репетиции профессионала? И сколько времени нужно потратить, чтобы достичь такого уровня?

Я начинал заниматься жонглированием с самого детства. Тогда тратил на них по час-полтора. Ведь ты еще совсем ребенок и относишься к этому именно как к обязательным занятиям. А вот в 15 лет я не знаю, что со мной произошло, но я безумно влюбился в жонглирование. В среднем у меня выходило по девять часов репетиций. С максимумом в 14 часов. То есть ты встаешь, и в восемь утра у тебя сначала дома репетиция. Практикуешь мелкие трюки, которые возможны при низком потолке. Потом часам к 12 едешь в цирк. И до полуночи примерно репетируешь. Возвращаешься домой к часу, поел — и спать. А потом снова в семь подъем, в восемь начало. Это очень тяжелый график, адский труд. Но, на мой взгляд, если хочешь стать профессионалом в каком-то деле, на определенном этапе без этого никуда.

А тогда, как раз в 2006 году я окончил школу экстерном, и у меня было еще пару лет до поступления в университет. И вот в эти годы я и наработал все свои основные умения, которыми пользуюсь до сих пор. Сейчас же мне достаточно трех четырех часов в день для поддержания формы.

— А какие места в центре столицы вы предпочитаете, чтобы отдохнуть от выступлений и репетиций?

Я живу на Мосфильмовской улице, недалеко от Воробьевых гор, до смотровой площадки мне идти 20 минут. Это один из моих самых любимых пеших маршрутов. Потом я очень люблю спуститься вниз на набережную и пойти в сторону центра мимо Академии наук. Пройти через Нескучный сад, Парк Горького, «Музеон». И так до самого Кремля. И там можно отдохнуть в парке «Зарядье». Как человек, который в силу профессии постоянного находится в шуме, в процессе постоянного энергообмена с большим количеством людей, я очень ценю уединение. Мне нравится просто посидеть в парке, послушать птиц, посмотреть на деревья. И это я и нахожу по дороге от Воробьевых гор до центра.

СПРАВКА

Александр Кулаков родился в 1990 году в семье цирковых артистов Владимира Кулакова и Светланы Кокориной. С 2001 года — ученик при Большом Московском государственном цирке на проспекте Вернадского. С 2003 по 2016 год был артистом-жонглером этого цирка. В 2017 году стал артистом Московского цирка Никулина на Цветном бульваре. В качестве жонглерского реквизита Александр использует красные и белые кольца. Автор множества трюков и номеров.

Новости партнеров