Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Александр Лосото: Ее глаза – как два тумана

Александр Лосото, обозреватель

19 февраля в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается выставка Федора Рокотова. Она не претендует на масштабность, в экспозиции – всего 40 работ выдающегося русского художника. Но зато это самые известные, самые характерные для рокотовского стиля, самые узнаваемые портреты. В общем, на выставке можно узнать о Рокотове все. Ну или почти все – потому что некоторые вехи его биографии уже не узнать никогда.

Когда он родился? Есть несколько дат. Согласно метрической книге Новоспасского монастыря, годом его рождения следует считать 1732. А по исповедным книгам церкви Никиты Мученика на Старой Басманной, прихожанином которой был Рокотов, это 1735 год или 1736. Не узнать уже, и кто был его настоящий отец. Родился будущий художник в семье крепостных князя П.И. Репнина в его подмосковной усадьбе «Воронцово» (теперь она вошла в границы города).

Есть версия, что Федор был внебрачным сыном князя – уж слишком благосклонен тот был к своему холопу и его семье (брат Рокотова, как и художник, тоже получил вольную). История умалчивает и о том, кто обучил талантливого юношу азам живописи. Возможно, это был кто-то из московских иконописцев.

Относительная ясность в биографии Рокотова появляется с 1755 года, когда меценат И.И. Шувалов отправляет молодое дарование в Петербург. Рокотов учился, потом преподавал в Академии художеств, постепенно стал модным портретистом. А в 1766 году он вернулся в Москву.

Именно здесь, в родном городе, его популярность достигла максимума. Бывало, он одновременно писал до 50 портретов. Чтобы не срывать обговоренных с заказчиком сроков, Рокотов нанял помощников. Сам маэстро писал лишь лицо модели, а одеждой и фоном занимались подмастерья. Не потому ли даже на самых знаменитых его портретах такой контраст между тонкостью черт и явным пренебрежением к одежде и фону…

Но даже при такой гонке Рокотову удавались шедевры. Самый-самый из них – «Портрет Александры Струйской».

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Наверное, эти строки Николая Заболоцкого можно отнести не только к этому портрету, но и к другим портретам Рокотова, представленным на выставке в Третьяковке. Сходите – не пожалеете.

Новости партнеров