Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Александр Зацепин: Успех песни предсказать невозможно

10 марта 2021 года. Композитор Александр Зацепин на репетициb в Московском театре кукол. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
10 марта 2021 года. Композитор Александр Зацепин на репетициb в Московском театре кукол. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
10 марта 2021 года. Композитор Александр Зацепин на репетициb в Московском театре кукол. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
10 марта 2021 года. Композитор Александр Зацепин на репетициb в Московском театре кукол. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

10 марта свое 95-летие отметил легендарный композитор, народный артист России Александр Зацепин.  

Мы поздравили Александра Сергеевича в Московском театре кукол на «Бауманской», где он работает над музыкой к спектаклю «Удивительный волшебник из страны Оз». Стихи на музыку Зацепина написал Сергей Плотов. Премьера спектакля пройдет в День театра — 27 марта.

— Александр Сергеевич, вы раньше писали музыку для кукольного спектакля?  

— Я писал музыку для спектакля «Барон Мюнхгаузен», поставленного в Театре Образцова. Тогда я, как и в этот раз, работал с режиссером Екатериной Образцовой. У нас с ней сложился отличный творческий тандем.

1976год. Александр Зацепин показывает песню певице Алле Пугачевой. Фото: РУДОЛЬФ АЛФИМОВ/РИА НОВОСТИ
1976 год. Александр Зацепин показывает песню певице Алле Пугачевой. Фото: РУДОЛЬФ АЛФИМОВ/РИА НОВОСТИ

— Вы — автор огромного количества хитов. Можете предсказать заранее, станет ли написанная вами музыка популярной?  

— Это сложно предположить. Я помню, когда мы работали над музыкой для детского фильма «Отважный Ширак». Один из сценаристов сказал, что лирическая песня станет хитом, а «Волшебник-недоучка» сразу умрет. А все получилось ровно наоборот. Сейчас никто даже фильма этого не помнит, а песню знают. Поэтому на Западе, перед тем как выпустить альбом, всегда сначала запускают сингл — песню, которая, предположительно, может стать хитом. После этого продюсеры оценивают реакцию слушателей. И если сингл действительно становился популярен, то выпускают альбом, а если нет — пишут другой сингл.

— Кстати о Западе. Вы один из немногих, кто вернулся в СССР после продолжительного периода жизни на Западе. К чему вы не могли привыкнуть в Париже?

— Самое главное, это язык. Я и сейчас говорю на французском постольку-поскольку, хотя жил в Париже достаточно долго. Для того чтобы знать язык страны по-настоящему, надо там родиться. Ну и общение с местными все время должно быть, а мы с дочерью все время с русскими общаемся. Особенно чувствуются языковые различия в больнице. Вот как сказать «острая боль», например? Или если у нас автомобиль заносит задом на- перед, то у них эта фраза звучит как «автомобиль занесло пере- дом назад». Ну а к остальному привыкнуть было несложно. После СССР все казалось фантастическим: все есть, а очередей нет!

— Вы живете сейчас в Швейцарии?

— Скорее на границе Швейцарии и Франции. Дочь работает в Швейцарии во Всемирной организации здравоохранения, а живет во Франции. Все ее коллеги покупают дома во Франции и ездят туда за продуктами.

— Менталитет французов и швейцарцев сильно различается?  

— Не сильно. В Швейцарии более строгое наказание, поэтому население более дисциплинированное, а французы своим отношением к жизни ближе к нам, русским.

— А вам чье отношение к жизни ближе?  

— Наверное, швейцарское. Просто я тоже ценю порядок и дисциплину. Это от отца – он был педантом. Кстати, самые дисциплинированные водители в мире – это немцы. А во Франции кто где хочет – там и едет.

— Вы работали со многими известными людьми. У некоторых из них был сложный характер, например, у Леонида Гайдая или у Аллы Пугачевой. Как вам удавалось находить к ним подход?  

— Гайдай характер в основном демонстрировал в самом начале наших отношений, когда мы друг друга еще плохо знали. Так, ему нельзя было ничего показывать вечером. А я как-то пришел показать ему темы из «Ивана Васильевича...» в «неурочное время». И он остался недоволен: «Все не так! Переделывай!» Я решил перенести обсуждение на утро — и результат был прямо противоположным. Потом я старался показывать работу только утром. А спустя время между нами уже было доверие.  А с Аллой Борисовной у нас никаких разногласий не было. Она всегда чувствовала задачу песни. Например, когда записали песню «Волшебник-недоучка», она спела куплеты обычным голосом. А потом послушала ее, пришла ко мне в аппаратную и говорит: «Нет, надо не так, Александр Сергеевич, я пойду у рояля минут десять посижу и приду». Потом приходит и говорит: «Я готова». И поет звонким мальчишеским голосом. Забавно было, когда при записи она вступила раньше, и, осознав это, засмеялась, а я этот смех оставил, так как вышло лучше.

— А как вам удается сохранять такую прекрасную форму?  

— С утра я всегда тридцать минут делаю зарядку: три упражнения из йоги и дыхательная гимнастика, которую мне прописал врач после того, как я переболел ковидом. Жизнь — это движение. Если ничего не делать, то все органы постепенно атрофируются. Я умеренно питаюсь и стараюсь соблюдать 50-граммовую норму белка.

СПРАВКА

Александр Зацепин — советский и российский композитор, народный артист России. Получил всенародную известность как автор музыки ко многим знаменитым фильмам, в том числе почти ко всем фильмам Леонида Гайдая. С 1965 года Александр Сергеевич работал с Леонидом Дербеневым. Вместе они написали более 100 песен. Их сотрудничество продолжалось до самой смерти поэта в 1995 году. Композитор написал более 300 песен и сочинил музыку более чем к 120 фильмам и мультфильмам.

Новости партнеров