Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Александр Збруев: Я был шпаной и имел прозвище Интеллигент

Александр Збруев

Известный актер рассказал о своем арбатском детстве.

Знаменитый российский актер, народный артист России Александр Збруев родился и вырос на Арбате. Коммунальные квартиры, танцы во дворах под патефон, прогулки по Арбату. У него было трудное и счастливое детство.

Александр Викторович с удовольствием вспоминал о своих любимых местах в Москве, о своем хулиганском детстве.

— Моя единственная любовь — Арбат и арбатские переулки. Ох, как уютно там было! Да, мы жили скученно, в коммуналках, но какой комфортной была атмосфера! В каждый двор летними вечерами выносили патефон, и начинались танцы. Мы с друзьями совещались: «Ну что, может, в тот двор пойдем? Там веселее вроде? Или в другой?» Компании кочевали между дворами и иногда из-за этого случались стычки: чего к нам пришли?

- Дом, в котором вы жили, сохранился?

- Конечно! Это дом номер двадцать. Мой второй подъезд так и выходит на Арбат. Тогда по улице ходили троллейбусы — № 2 и № 9, но были широкие тротуары, погулять по которым приезжало пол-Москвы. Ох и модная была улица! Все шли от Арбатской до Смоленской площади, а потом поворачивали — и обратно. Ведь тогда это была единственная дорога на дачу Сталина, поэтому движение часто перекрывали, а вокруг было полно «воротников» — сотрудников госбезопасности в штатском. Спускаешься по лестнице подъезда, а там «воротник» у окна дежурит. Мы всех их знали и здоровались.

- В конце 50-х в Москве появились стиляги…

- Да уж! Они ходили в обуви на толстой подошве, в которой делали прорези. Кок на голове. Но эти ребята в основном по Тверской гуляли. К нам они редко забредали. Вообще, Арбат тогда по атмосфере был очень теплой улицей, несмотря на то что кругом маячили «воротники» и милиция. Хотя, заметьте, милиция тогда знала в лицо и по фамилиям всю шпану, всех вороватых ребят, но их не трогали, а, встречая, даже улыбались.

- А правда, что вы тоже были шпаной и даже имели кличку Интеллигент?

- Не надо путать. Кличка — это блатная, уголовная история. А у меня было прозвище. Вообще прозвища в компании были у всех — Пан, Колчак, Будуруй, Большой, Воробей. Да и меня редко Интеллигентом звали, чаще Саня, Санек.

- То есть вы были шпанистые, но не преступные?

- Конечно! Если бы мы были преступники, то сейчас я бы с вами не разговаривал. Но многие мои товарищи, именно товарищи, взрослее меня лет на 10–15, прошли школу криминала. Они были, что называется, блатные. Вот у них да, были кликухи. Кто-то из них сидел и не один раз. Кто-то плохо жизнь закончил. Помню, у нас был такой авторитет Шмоткин. Его и на Арбате все боялись, и далеко за пределами. А Шмоткиным звали за то, что он одевался не как все. Ходил в габардиновом плаще, начищенных сапогах, напоминающих офицерские — это был признак блатных. Добавьте сюда шляпу (хотя все тогда ходили в кепках), мопед, на котором он ездил, и получите образ человека, к которому с почтением относилась даже милиция.

- А как вы проводили досуг?

- В районе Арбата тогда было пять кинотеатров, поэтому вместо школы я часто ходил смотреть фильмы. А еще рядом был Театр Вахтангова, где играл мой старший брат Евгений, и я почти каждый вечер был на спектаклях. Я все поста новки буквально наизусть выучил! А ведь там играли Шекспира, Островского, Чехова. Позднее я понял, что фактически занимался самообразованием. Я видел «живые» спектакли, которые были для меня увлекательнее, чем художественные произведения. Когда смотришь на работу Рубена Симонова, Юрия Яковлева, Михаила Ульянова — формируешься как человек, как личность. К тому же многие артисты приходили в наш дом, к брату. Я рос одновременно в театральной и дворовой средах. Думаю, это очень важно: иметь правильных друзей, правильный круг общения.

- Сейчас бываете на Арбате?

- Да, иногда прихожу в кафе, которое напротив моего бывшего дома, надеваю темные очки, чтобы не узнали, и сижу, пью кофе. Смотрю на дом и вспоминаю наших ребят. Конечно, грущу.

- Сильно Москва изменилась?

- Сильно. Наша компания, например, часто бывала на так называемой Собачьей площадке — площади неподалеку от нынешнего дома № 17 по Новому Арбату. Там была поликлиника, домик Лермонтова. Жалко, очень жалко, что при строительстве Нового Арбата в свое время все это снесли. И все прекрасные кривые переулочки исчезли, старые особнячки. А ведь там была особая атмосфера, дух! Достаточно сказать, что под ногами был не асфальт, а камни мостовой, булыжники. Хорошо, что появились пешеходные зоны.

- Кстати, а как вы по Москве передвигаетесь?

- Я почти всегда хожу по городу пешком. Я живу в районе Малой Бронной, а работаю в театре «Ленком» — это 7–10 минут пешком. На улице, конечно, иногда узнают, здороваются, просят сфотографироваться рядом. Но не часто. Я не такой известный.

- А в метро ездите?

- Не часто. В последний раз был там во время съемок фильма — на станции «Красные ворота». А вообще, конечно, очень люблю «Площадь Революции», где такие красивые фигуры. Московское метро — настоящий музей!

СПРАВКА

Александр Збруев родился в 1938 году в Москве. Его отец — Виктор Алексеевич — был заместителем наркома связи СССР, а мама — актрисой. Позднее отца репрессировали, и грудной Саша с мамой были отправлены в ссылку под Рыбинск. Позднее, вернувшись, поселился на Арбате в квартире, где им принадлежала уже только одна комната.

Новости партнеров