Александра Захарова: Мое детство пропахло шоколадом
В этом месяце народная артистка России Александра Захарова отмечает день рождения. В интервью «МЦ» она рассказала о любимых местах детства и о работе в театре.
Москва для Александры Марковны — не просто родной, но и самый лучший город на свете. Здесь она родилась, здесь прошли ее детство, юность, здесь на прославленной сцене театра «Ленком» она работает вот уже 36 лет.
— Какие места в центре столицы для вас самые любимые?
— В детстве я жила с родителями в маленькой комнате в районе Замоскворечье. У нас был дружный двор, что сегодня совсем редкость — мы дружили дворами. Неподалеку располагалась знаменитая кирпичная фабрика «РотФронт». Мое детство буквально пропахло шоколадом: на фабрику постоянно привозили какао-бобы. И молодые работницы фабрики часто нас, детей, угощали шоколадными «Мишками» и другими конфетками, выкидывая их прямо из окон цеха, в котором работали.
А потом мы переехали на Малую Дмитровку. И меня стали частенько водить гулять в Сад «Эрмитаж». Хорошо помню, как однажды встретили там Утесова, с которым родители были знакомы. Они общались, а мне, конечно, в голову не приходила мысль, что передо мной — живая легенда. Мне часто доводилось в то время бывать и на Тверской улице. Хорошо запомнила ее тенистые деревья, которые потом вырубили.
И меня невероятно радует, что сейчас их снова посадили — там и в других местах. Что появился на месте гостиницы «Россия» большой зеленый и такой необыкновенный парк «Зарядье». Москва, помоему, по-другому задышала в последние годы.
— В те годы к вашему отцу (режиссер театра «Ленком» Марк Захаров. — «МЦ») и маме (актриса Московского театра миниатюр Нина Лапшинова. — «МЦ») частенько приходили друзья, известные на всю страну артисты…
С папиными приятелями мне всегда было гораздо интереснее, чем со сверстниками. Вот, например, Андрей Миронов был одним из ближайших друзей отца. Мне всегда казалось, что он знал что-то такое, чего не знали другие. И у него болела душа за все. Он был невероятно талантливым, но мне иногда казалось, что он, может быть, даже в себе самом иногда сомневался. Так бывает, большие артисты в себе порой сомневаются. У нас дома бывали и Александр Ширвиндт, и Андрей Тарковский, и Виктор Астафьев, и Владимир Войнович. Они беседовали, спорили, обсуждали что-то. Я чувствовала, что эти люди занимаются каким-то фантастически интересным делом. И, видимо, поэтому мне всегда хотелось играть на театральной сцене. Причем играть именно в спектаклях Марка Захарова.
— А почему вы так рвались в этот театр? Захаров — человек непреклонный, и если в артисте не уверен, то никакие родственные связи не помогут. Первой серьезной у вас была роль вовсе не у отца в спектакле, а в постановке Глеба Панфилова.
— Да, вы правы: Марк Анатольевич — человек неуправляемый.Но я всегда чувствовала, что он — великий режиссер. У него есть дар какого-то провиденья: словно под лучом сидит, когда пишет свои пьесы. А Глебу Анатольевичу Панфилову я невероятно благодарна: моя первая серьезная роль Офелии была в его спектакле «Гамлет». Хотя снимать меня в кино стал первым Марк Анатольевич.
— Театр — великая иллюзия, обман. Но есть компромиссы, на которые не должен идти артист. Что еще это для вас?
— Спектакль, на котором присутствуют «наши люди», это всегда плотный обмен — эмоциями, мыслями, переживаниями. Чтобы такое ни происходило, на сцене нельзя врать. Нужно жить. Зритель всегда видит фальшь и из-за плотности информационного потока, в котором варится, просчитывает артиста мгновенно. Но мастерство, к сожалению, приходит с опытом, с годами.
СПРАВКА
Александра Марковна Захарова родилась 17 июня 1962 года в Москве. Народная артистка РФ, дважды лауреат Государственной премии РФ. Ведущая актриса театра «Ленком». Сыграла главные женские роли в спектаклях «Поминальная молитва», «Гамлет», «Женитьба Фигаро», «Чайка», «Шут Балакирев», снялась в фильмах «Формула любви», «Убить дракона», «Криминальный талант», «Мастер и Маргарита».