Анастасия Светлова: Любовь к театру передается с молоком матери
1 ноября в театре «Кашемир» состоится премьера спектакля «Без Есенина», в главной роли — заслуженная артистка России Анастасия Светлова.
Накануне она рассказала корреспонденту «МЦ» о своем творчестве, новой работе и актерской династии, которая насчитывает уже шесть поколений.
— Анастасия, новый спектакль уникален уже тем, что в нем нет самого Есенина... Ачто еще в нем особенного?
— В нашем спектакле Есенин присутствует как нео т ъ е м л е м а я часть жизни Айседоры. Она и ее близкие люди — секретарь Илья Шнейдер и приемная дочь Ирма — ждут его приезда в Ялту. Все ее мысли наполнены этим «сумасшедшим мальчишкой», так она называла его. Есенин — одержимая, неистовая, жертвенная любовь этой женщины. Она неустанно говорит о нем, вспоминает счастливые моменты их жизни, регулярно пишет телеграммы, но, как умный человек, переживший много трагических потерь, осознает, что и эта любовь обречена. В наш спектакль вошли тексты из воспоминаний самой Айседоры Дункан и Ильи Шнейдера. Для актеров, как мне кажется, это необычайно расширяет диапазон ролей, раскрывает человеческую суть персонажей, делая их объемнее, глубже.
— Вы сотрудничаете со многими столичными театрами, но, как мне кажется, не закрепляетесь надолго ни в одном из них. Это свобода выбора и творчества?
— Поскольку в профессии я уже 30 лет и служила в труппе разных театров в разных городах: Омске, Самаре, Челябинске, Петербурге, Ярославле, то по приезде в Москву, по инерции, искала театр, где мне бы хотелось работать. Не случилось! Но за эти пять лет я ощутила массу преимуществ такого положения. Есть безусловная свобода выбора и независимость.
— Театр «Кашемир» работает в столице второй год, но уже зарекомендовал себя как прекрасный творческий коллектив. Почему вы выбрали его?
— Команда театра «Кашемир» и режиссер-постановщик Дмитрий Сердюк, которого я знала как замечательного актера, моего коллегу по Театру Наций, видела поставленный им спектакль, предложили мне эту работу. Пьеса Влада Васюхина «Без Есенина» прозвучала недавно в читке, в жанре так называемого «Читакля», дважды. Режиссером был Сергей Аронин — актер, музыкант, композитор, режиссер, педагог. Одним словом, человек-оркестр! Я искренне влюблена в историю этой « Великой босоножки» с трагической судьбой. И вот в третий раз мне посчастливилось репетировать уже полноценный спектакль по этой пьесе в исключительной команде профессионалов!
— Вы родились в актерской семье. Именно это и повлияло на выбор профессии?
— Я родилась в Краснодаре, в пятом поколении актерской династии (моя дочь Глафира Лебедева — представитель шестого поколения династии). По линии отца династия Светловых, по материнской линии Морщаковых. Я, как многие актерские дети, выросла при театре. В два с половиной года, как рассказывала моя мама, я сидела в зале, зачарованно смотрела на сцену и аплодировала, говоря: Еще! С младых ногтей выходила на сцену, играя крошечные рольки без слов. Постарше уже была задействована в каких-то эпизодах. Любовь к театру как явлению передается с молоком матери, на мой взгляд. Или как прививка, которая внедряет в твой организм вещество, формирующее твое сознание. И его вектор всегда направлен на творчество, искусство во всех его проявлениях.
— Вы обладательница многих театральных наград, дважды становились «Самарской музой», получали премию Татьяны Ожиговой за лучшую женскую роль... Как вы считаете, насколько важно развивать региональные театральные конкурсы и целесообразно ли делать, например, звание «заслуженный артист Самарской области»?
— Признание актерам дает стимул для творчества. Можно сказать, что в какой-то степени актеры, как дети, которым важно, чтобы оценили их труд! Кроме того, высокие награды дают дополнительную поддержку и признание в театральном сообществе. Да и для любого репертуарного театра престижно иметь в труппе известных актеров, с заслуженными наградами, любимцев публики, отдающих свою жизнь профессии.