Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Андрей Мерзликин: Порой я говорю словами своих героев и классиков

Андрей Мерзликин старается сделать своего героя Геннадия Несчастливцева человечным и показать, почему он идет по выбранному пути до конца. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Андрей Мерзликин старается сделать своего героя Геннадия Несчастливцева человечным и показать, почему он идет по выбранному пути до конца. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Андрей Мерзликин старается сделать своего героя Геннадия Несчастливцева человечным и показать, почему он идет по выбранному пути до конца. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Андрей Мерзликин старается сделать своего героя Геннадия Несчастливцева человечным и показать, почему он идет по выбранному пути до конца. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Во МХАТе имени Горького недавно состоялась премьера спектакля «Лес» по одноименной пьесе Александра Островского. Главную роль Геннадия Несчастливцева исполнил заслуженный артист России, актер театра и кино Андрей Мерзликин.  

Эта пьеса Островского увидела свет в 1871 году. И вот спустя ровно 150 лет ее воплотил на сцене режиссер Виктор Крамер. О том, кто будет играть одну из ключевых ролей, не пришлось долго думать.

— Андрей, расскажите, вы сразу согласились сыграть Несчастливцева или были какие-то сомнения?  

— Сомнений не было, так как предложение поступило непосредственно от Виктора, которого пригласил театр. Он предложил мою кандидатуру и получил одобрение. И когда, встретившись со мной, он произнес два слова: «Лес» и «Несчастливцев»... Это вызвало во мне восторг.

— А почему именно такая реакция?  

— В первую очередь оттого, что я большой поклонник творчества Виктора Крамера. Во-вторых, я считаю его своим другом. Мы работали с ним раньше, делали вместе в Санкт- Петербурге «Женитьбу Фигаро», где я тоже сыграл главную роль. Это был большой этап в моей жизни. И вот спустя 15 лет мы вернулись к нашим творческим взаимоотношениям. И я рад, что Виктор вспомнил обо мне и предложил уникальную, классическую пьесу и такую знаковую роль из русской литературы. Поэтому я обрадовался.

— А когда этот первый восторг у вас спал?

— Дальше начались трудовые будни, связанные с изучением пьесы, транскрипцией, смыслами, работа с текстами... Потом пандемия и самоизоляция. Но мы смогли выпустить спектакль, правда не без испытаний. Актриса, которая должна была играть главную женскую роль (помещицы Раисы Гурмыжской), Надежда Маркина, заболела коронавирусной инфекцией. В срочном порядке за пару дней ее заменила Татьяна Поппе. И блестяще смогла выучить роль. Она не просто выручила театр, а по-настоящему блистала на сцене.

— А был ли страх, когда вы думали, что все, спектакль в назначенные сроки не состоится?

— Да, вы абсолютно правы, это всколыхнуло весь театр. Конечно, никто не был готов переносить сроки. Это и творчески, и экономически невыгодно. У всех графики, сроки... Но это заставило нас поднатужиться и сделать это в анонсированные дни премьеры. Это нас объединило, помогло нам сплотиться, пообещать друг другу быть корректными, аккуратными и беречь свое здоровье. И вот эти последние дни, когда мы познакомились с удивительной крутящейся декорацией, стали работать с музыкой и светом, стали очень важными. Спектакль начал обрастать внешними формами.

— Вы уже вскользь упомянули крутящуюся декорацию в виде холма, по которой актеры буквально бегали во время постановки. Когда вы в первый раз ее увидели, вам не было страшно?

— Знаете, я видел эскизы заранее. И после них мне стало понятно, что в течение трех часов мне придется участвовать в хорошей силовой тренировке. Для зрителя мы пытается делать это с легкостью, но это сложно. Благо последние пару лет я уделял большое внимание силовым нагрузкам и физически оказался готов для роли.

— Несчастливцев — трагик из провинциального театра. Сложно ли актеру играть актера?

— Сложно. У Островского он выписан как «актер актерыч». Очень много черт, свойственных тому столетию, когда было деление на трагиков и комиков, которые неуважительно относились друг к другу. Но в этой роли мне было важнее показать его человечность, почему он выбрал эту деятельность и готов ли идти по этому пути до конца. А любовь к провинциальному театру и мечта создать свою труппу? Она же такая вдохновенная, жертвенная, не лицемерная. Да, он не достиг того, что хотел, но сохранил внутреннее благородство. Скажем честно, что он не самый лучший актер России, но эта непосредственность и абсолютная искренность в нем подкупают. И он использует в речи монологи героев, которых он играл, когда ему нечего сказать. Скажу честно, в жизни я так делал тоже. Так что в этой роли я, если хотите, говорю и словами Гамлета и Короля Лира, и многих других персонажей.

— Вы снимались в фильмах, в сериалах, играете в театре. Это для вас разные миры?  

— Да. В кино ты, получая роль, исполняешь общий замысел. А в театре есть время и возможность договориться с режиссером, что-то менять по ходу репетиций, ошибиться, еще раз ошибиться, а потом найти тот ключик, который поможет родить нужный образ.

— В конце года у вас вышел сериал «Территория», завязанный на мифологии. Были ли какие- то мистические ситуации на съемках?  

— Нет, это приятный плод фантазии, который мы использовали, потому что сценарий это позволял. Мне роль понравилась, как только я прочитал сценарий. Он написан по мифологии Пермского края. Я подумал, что это классная и уникальная идея. Мы же в детстве все слышали истории про колдунов, духов, отчасти они были пугающими. Но в этом интересно разбираться.

— Скажите, у вас есть свое «место силы»?  

— Если бы Вологодская область была ближе, я бы с удовольствием ездил туда чаще. Люблю Алтай, Тамбовскую область... Если говорить про столицу, то моя юность прошла на Мосфильмовской улице. И я долгое время совершал утренние пробежки. Я, можно сказать, оббегал все Воробьевы горы. Там был по-хорошему нетронутый район Москвы, который сейчас привели в какой-то благородный порядок. И вот там я много думал, обдумывал, принимал решения, находясь наедине с собой.

— А в центре Москвы такие места есть?

— Конечно. У меня был любимый маршрут еще тогда, когда я не жил в Москве. Знаете, когда денег нет, то ты больше ходишь пешком. И я начинал от Третьяковской галереи, шел в музей, потом гулял по ближайшим улицам, далее к Васильевскому спуску. Перейдя реку, через Кремль следовал по Никольской и заканчивал на Лубянской площади. Я покупал себе мороженое, и на этом прогулка заканчивалась. Я прошел этот маршрут сотни раз.  А еще мне нравился Крымский мост. Там был Центральный дом художника, а так как я любил рисовать, то часто покупал там холсты, краски, кисточки и бродил по галерее.

 

СПРАВКА  

Андрей Мерзликин — актер театра и кино, кинорежиссер и телеведущий. В 1996 году, после учебы в механическом техникуме и Государственной академии сферы быта и услуг, Андрей поступил во ВГИК, в мастерскую Евгения Киндинова. Будучи студентом, получил приз за лучшую мужскую роль в короткометражном фильме «Как я провела лето». После ВГИКа играл в Театре Армена Джигарханяна. Сыграл одну из главных ролей в фильме «Бумер». Сейчас в фильмографии актера более 70 ролей.

Новости партнеров