Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Андрей Житинкин: Я был отрезан от богемы, поэтому стал отличником

Андрей Житинкин в редакции газеты «Москва. Центр» во время акции «Тотальный диктант». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Андрей Житинкин в редакции газеты «Москва. Центр» во время акции «Тотальный диктант». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Андрей Житинкин в редакции газеты «Москва. Центр» во время акции «Тотальный диктант». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Андрей Житинкин в редакции газеты «Москва. Центр» во время акции «Тотальный диктант». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

18 ноября исполняется 62 года народному артисту России, ведущему режиссеру-постановщику Малого театра Андрею Житинкину. Почти три четверти его жизни связаны с Москвой, причем большая часть этого времени — с Центральным округом.

Андрей Житинкин перебрался в Москву из Владимира незадолго до 17-летия — после того как поступил на актерский факультет Щукинского училища. Он не жил в общежитии и не снимал квартиру на окраине: его покорение столицы началось с отдельной комнаты в центре.

— Андрей Альбертович, как вам удалось так устроиться?

— Я любил книжки, хотел иметь возможность уединения. Мои родители, ученые-химики, были люди обеспеченные. Они сразу сказали: «Дадим тебе денег, снимешь комнату». И я поселился в коммуналке на Пречистенке, в доме напротив президиума Академии художеств.

— Что у вас были за соседи?

— За одной стенкой от меня был личный аккомпаниатор солиста Большого театра Александра Огнивцева. А за другой — мама поэта-фронтовика Эдуарда Асадова. В двух шикарных комнатах с антиквариатом жила вдова главного администратора Большого театра. Дальше — только не смейтесь — жила вдова начальника Бутырской тюрьмы. У нее не было ни одной книги, зато она любила кружева, шелк, ширмы, парчу — это ей казалось богатством невероятным. А еще дальше жила обыкновенная парикмахерша Нина Васильевна. Но она вращалась в таких сферах! Новости и сплетни про своего начальника Евгения Симонова я узнавал у нее. Она говорила: «Сегодня встретила твоего шефа. Он, пока сидит в кресле, мне стихи читает, романсы поет».

— А вы у кого снимали жилье?

— Хозяйку звали Ольга Кронидовна. Когда-то ей принадлежала вся квартира, а потом ее уплотнили, оставив только бывшую гардеробную. Кстати, для меня в этом было преимущество — комната маленькая, всего 12 метров, зато находилась ближе всего к ванной… Ольге Кронидовне стало психологически невыносимо там жить,  она переехала к племяннику на Смоленку, а комнату сдавала. Я там прожил целых десять лет: я ведь, окончив актерский факультет, недолго побыл в Театре Вахтангова и потом еще пять лет учился на режиссуре.

— Сказалось ли на учебе, что вы жили так близко от института?

— Прежде всего я был отрезан от богемы. В общежитии ведь все время кто-то шалил до утра, подготовиться к занятиям было невозможно. А я был знайкой, кондовым отличником и палочкой-выручалочкой курса. Педагоги никогда не отменяли  лекции, начинавшиеся в 9:30, потому что знали: хотя бы один студент придет — это буду я. А ребята с нашего курса шутили, что не пропадут, ведь Житинкин все запишет.

— Получив второй диплом, вы продолжали жить в центре?

— Когда я стал получать гонорары, я купил однокомнатную квартиру на «Семеновской», чуть позже — двухкомнатную на «Аэропорте». А в начале 2000-х вернулся в центр: теперь я живу в Козихинском переулке. Это наш Бродвей: до Малого театра, где я работаю, можно спокойно дойти пешком. До «Ленкома», где у меня друзья, до Театра на Малой Бронной, где я был главным режиссером, до Театра Ермоловой, где работал несколько лет, — тоже все пешком!

— Как меняется центр Москвы на ваших глазах?

— Невероятно похорошел Арбат. Раньше там было просто опасно: человек творческий — а там же много центров искусств, галерей — мог, задумавшись, попасть под трамвай или троллейбус. И много было народу, ничего нельзя увидеть, особенно зимой, когда снег. А сейчас это замечательная, просторная улица, освещение отличное. Мне нравится, что столько молодежи на велосипедах, что люди общаются в открытых кафе — это особенно важно в наш век тотального одиночества. Вот сейчас многие сожалеют о советском времени, а я — нет. Витрины были не только пустые, но и темные. А сейчас много стекла, зеркал, в них отражается свет, и это создает ощущение праздника. Открытые рынки с овощами, фруктами… Какая-то новая витальность появилась.

— Вас узнают на улицах?

— Не просто узнают. Могут при встрече подарить что-то неожиданное — книжку, например, поэтическую. И я могу с этим человеком даже полчаса проговорить. Иногда меня спрашивают, что я имел в виду в таком-то спектакле. Но у меня есть своя хитрость: я спрашиваю собеседника, а как сам-то он это понял, и слышу иногда потрясающе интересные версии. Вот, кстати, за что я еще хочу сказать спасибо правительству Москвы — столько зеленых зон, лавочки уютные, можно присесть под деревом и просто поболтать.

— А что вы подарите московским зрителям в ближайшее время?

— Я начинаю в Малом репетировать новый спектакль, но название выдать не могу. Во-первых, из договоренностей, во-вторых, из суеверия, чтобы не увели идею. Зато могу сказать время премьеры — ранняя весна следующего года.

СПРАВКА

Андрей Житинкин родился 18 ноября 1960 года во Владимире. Окончил актерский (1982) и режиссерский (1988) факультеты Высшего театрального училища имени Щукина. Поставил более 70 громких спектаклей в Театре имени Ермоловой, Театре Моссовета, Театре на Малой Бронной, Малом театре, а также в других городах России и за рубежом. Сыграл 7 ролей в кино- и телефильмах. Автор пяти книг. Заслуженный артист России (1999), народный артист России (2007).

Новости партнеров