Андрис Лиепа: Любить свою работу — талант
Знаменитый артист балета рассказал, почему хотел стать «Папой Большого театра»
Народный артист России Андрис Лиепа — один из самых известных в нашей стране и за ее пределами танцовщиков.
Корреспондент «МЦ» встретился с артистом на концерте, посвященном 135-летию со дня рождения известной балерины Анны Павловой.
- Андрис Марисович, вас представляют как хореографа, режиссера, танцовщика, продюсера… А что для вас важнее?
- Начать следует с того, что еще в 80–90-х я был артистом Большого театра, потом танцевал в США, в Париже, Лондоне. После возвращения в Россию я стал режиссером. И только по прошествии 20 лет начал заниматься продюсерской деятельностью. В настоящее время — председатель правления фонда им. Мариса Лиепы.
- Вы уезжали за границу, но потом все-таки вернулись в Россию. Почему?
- Я уезжал не насовсем, не собирался становиться невозвращенцем, как в свое время Нуреев, Годунов, Барышников и другие. У меня была следующая ситуация: я стал первым артистом, который получил официальное разрешение на работу в Америке. В труппе Барышникова. В моем паспорте стояла многократная выездная виза — уникальный случай в конце 80-х. Я уехал в Европу и США для того, чтобы научиться понастоящему танцевать современный балет.
- А у нас с этим проблемы?
- Россия является родоначальником современного балета. Однако в советское время были годы застоя. Развивался драматический балет, а современная пластика от нас ушла. Но сегодня у нас есть гениальные люди, которые являются флагманами в области современного балета, — Борис Эйфман, Алексей Ратманский.
- Как российский балет должен развиваться?
- По мировой практике я вижу: те руководители театров, которые внедряют в репертуар и классический, и современный балет, идут вперед. Классика всегда ценится. Да и артисты, которые хорошо танцуют классический репертуар, всегда легко смогут станцевать модерн. А вот те, кто специализируется только на современном балете, станцевать классику уже не смогут.
- Какими качествами должен обладать начинающий артист балета?
- Работоспособностью. Если любишь трудиться и любишь свою профессию, все остальное отходит на второй план.
- И даже талант?
- Любить свою работу — талант. Я видел много людей, которые от природы были одарены прекрасными способностями. Они даже были гораздо талантливее, чем я и моя сестра Илзе.
Но о них никто не знает, потому что они не любили трудиться. Самое важное, что мы получили по наследству от нашего отца Мариса Лиепы, — трудолюбие и любовь к своей профессии. Кстати, моему отцу пророчили карьеру характерного танцовщика. А он когда-то в своем дневнике написал: «Я буду танцевать принца Зигфрида на сцене Большого театра».
И исполнил свою мечту.
- А у вас была подобная мечта?
- Когда я был маленьким, всем говорил: «Хочу стать папой Большого театра». Но я этого не помню. А вообще мне очень нравится фраза «через тернии к звездам». Ведь у многих превратное понимание, что такое балет.
Одно дело смотреть в театре: девочки в пуантах, коронах, мальчики — в красивых колетах. Все легко танцуют под великолепную музыку.
Но мало кто знает, через что приходится пройти артисту, чтобы попасть на большую сцену. Когда детей ставят к станку и на протяжении двух часов заставляют двигать ножкой, то месяца через полтора-два желание танцевать исчезает. Каждый день заниматься нужно тем, что не свойственно человеческому организму.
Справка
Андрис Марисович Лиепа родился 6 января 1962 года в Москве. Танцевальную карьеру начал на сцене Большого театра, где в течение восьми лет танцевал ведущие партии в балетах («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Иван Грозный», «Лебединое озеро»). Позднее восемь лет работал в Мариинском театре.
В 1988 году он стал первым советским танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в иностранной труппе. С 1992 года стал режиссером.