Ангел и демоны Михаила Врубеля
17 марта исполняется 160 лет со дня рождения одного из самых необычных живописцев конца XIX — начала XX века
Больше так не писал никто. Мир странных, нервных и объемных мазков, света и тени, причудливых форм, многозначных смыслов и яркой жизни — это мир Врубеля.
Биография Врубеля четко делится на несколько совершенно разных, но абсолютно законченных периодов.
Светлая полоса
Его отец, участник Крымской кампании, овдовев, когда Мише было три года, завел новую семью. Но даже когда родились дети, мачеха Елизавета Христиановна Вессель, пианистка, растила Мишу как родного. Он рано начал рисовать, а в девять лет воспроизвел по памяти копию «Страшного суда» Микеланджело, увиденную в церкви.
Блестяще образованный, обучавшийся живописи в Венеции, он рано начал обретать известность. Это был светлый период жизни ранимого Врубеля. Но Демон уже стучал в его окно...
Сумерки
Осенью 1889 года Врубель поселился в Москве. Его увлекала светская жизнь, но он все же не вписывался в нее. Но новые знакомые — художники Константин Коровин и Валентин Серов — познакомили его с Саввой Мамонтовым, и меценат был потрясен и очарован Врубелем абсолютно.
А он писал все лучше и лучше. Мир был для него волшебством, и его картины отражали совершенство природы и ее тайны. Только в мире природы, но не людей, он ощущал гармонию. (Взгляните на его «Белую акацию» или «Орхидею», чтобы понять это!)
С конца 1880-х образ Демона преследовал его неотступно. Он появлялся из ниоткуда, вставал за спиной, огненно дыша... Пока- зав отцу набросок «Демона сидящего», Миша Врубель объяснял, что это вовсе «не злобный дух, а одинокий бунтарь, страдающий, скорбный, но притом властный и величавый...»
«Демон» поражал. Все — от печального взгляда огромных глаз до мускулистых рук — было списано как с натуры. Но кто он, Демон? Не он ли сам? Многими отверженный, надломленный?
...Нервный, странный Вру- бель именно в это время получает шикарные заказы на оформление особняков от московских богачей, к 50-летию со дня смерти Лермонтова иллюстрирует его произведения, работает для частной русской оперы Саввы Мамонтова, оформляя спектакли... Но Демон кружит рядом. На время его отогнал лишь голос Ангела. ...Он влюбился в голос. Не видя его обладательницы. После оперы прибежал за кулисы, чтобы припасть губами к руке... Так он и полюбил Надежду Забелу — мгновенно и навсегда.
Они поженились. Он боготворил ее, бесконечно ее рисовал, выступал оформителем почти всех ее спектаклей, придумывал ей костюмы и одевал перед спектаклем. С Надей он перестал бояться ночей и Демона: ночной колорит живописных «ноктюрнов» впервые появился у Врубеля именно в это время. Его ночь теперь была светла...
...Рождение Саввочки было счастьем. Но раздвоенная губка сына, «заячья губа», делала лицо его странным... Врубель ничего не понимал. Бедный ребенок, за что?! Смех Демона раздался за спиной. Так кончился второй период его жизни.
Черная бездна
Теперь болезнь не отпускала его. Она сжимала горло и виски, путала все в голове. Он начал писать «Демона поверженного». Законченное полотно отправили на выставку, но картина не отпускала его: уже в зале он каждое утро дописывал ее, день ото дня все больше меняя выражение лица Демона, заостряя черты его лица, выворачивая руки, меняя свет и искажая тени. Демон погибал на картине мучительно, бесконечно оживая в душе художника. Полотно вызвало фурор, а Врубеля отправили в клинику для душевнобольных. Он не смог перенести смерти сына...
...Надежда Ивановна бывала у него постоянно. Держала за руку. Пела. Иногда спокойствие оставляло его, и ей запрещали встречи. Она до последнего надеялась на исцеление...
Его лечащим врачом стал доктор Федор Усольцев. Позже он вспоминал: «Я внимательно изучал Врубеля, и считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить... »
Свет мерк. Поверженный было Демон вновь смотрел ему в глаза, сидел у изголовья. За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Михаил Врубель пробыл в психиатрической лечебнице с 1902 по 1910 год. Он не узнал, что в 1906 году Академия наук присвоила ему звание академика. Его мир сузился до узкой черной щели и светлого звонкого эха, в котором он слышал голос жены и смех сына. Не понимал он и того, какую оценку давали ему современники. Проще всех сказал Петров- Водкин: «Врубель был нашей эпохой...»
Справка
Самые известные картины Михаила Врубеля
До болезни:
■ «Гамлет и Офелия», 1884
■ «Кувшинки», 1890
■ «Демон сидящий», 1890
■ «Гадалка», 1894–1895
■«Гензель и Гретель», 1896
■ «Утро», 1897
■ «Царевна Лебедь», 1900
■ «Сирень», 1900
■ «Демон поверженный», 1901–1902
■ «Портрет сына художника», 1902 (начало болезни, но до первой госпитализации)
Во время болезни:
■ «Портрет доктора Ф. А. Усольцева», 1904
■ «Жемчужина», 1904
■ «Кровать» (из цикла «Бессонница»), 1903–1904
■ «Шестикрылый Серафим (Азраил)», 1904
■ «Портрет Н. И. Забелы- Врубель», 1904
■ «Автопортрет с раковиной», 1905
■«После концерта» (Портрет жены художника), 1905
■ «Портрет поэта В. Я. Брюсова», 1906