Ансамбль красного кирпича
Мосгорнаследие поддержало инициативу реставрации Доходного дома ХVIII века на Солянке, а недавно завершились работы в Миусском трамвайном депо.
Парк с корпусами из красного кирпича в стиле промышленной неоготики на Лесной улице был открыт в 1874 году, его облик менялся с появлением электрического трамвая и окончательно сформировался к 1910-му. Ансамбль, которому более века, сохранился. Однако внешний и внутренний облик зданий за это время претерпел изменения из-за производимых реконструкций. К работам по восстановлению исторического вида специалисты, вооружившись архивными чертежами и фотоснимками, приступили в 2017 году. В центре внимания реставраторов оказались пять основных строений. Все они признаны объектами культурного наследия регионального значения. Каждое здание выполняло свою функцию. Здесь в разное время располагались мастерские, административные корпуса, большой вагонный сарай, конюшни для лошадей и подсобные хозяйства.
— Была проведена кропотливая работа, — рассказал проектировщик, руководитель работ по реконструкции Миусского трамвайного депо Михаил Фурсов. — По максимуму восстановили исторические объемы оконных и дверных проемов, перемычки, кирпичные тесаные декоративные элементы, пилоны, карнизы, кронштейны.
Специалисты очистили стены от многочисленных слоев краски, устранили трещины, починили крышу. Строения возведены из большемерного кирпича. Реставраторы нашли аналогичные образцы того времени, подходящие по размеру, в Ивановской, Вологодской и Владимирской областях.
В двух корпусах восстановили пол, выполненный из метлахской керамической плитки. Среди примечательных находок — семь оконных рам из литого чугуна. Их отреставрировали и установили.
После реставрации корпуса полностью приспособлены под современное использование.
КСТАТИ
В Миусском трамвайном парке сначала вожатым, а потом кондуктором работал Константин Паустовский. Он вспоминал об этом на страницах своей «Повести о жизни»:
«Мы выводили вагоны на линию ранним утром, а возвращались в парк в час ночи, а то и позже. В парке надо было сдать выручку артельщику. Только после этого я мог уйти домой и медленно брел по ночной Москве, по Грузинам с пустой сумкой на плече. Никелированная бляха с кондукторским номером поблескивала на моей куртке в зеленом свете газовых фонарей. В то время электрические фонари горели только на главных улицах».