Антон Яковлев: Комнату отца заняла его младшая внучка
«МЦ» побывала в гостях у режиссера Антона Яковлева, сына знаменитого актера Юрия Яковлева, в его квартире на старом Арбате. Разговор шел и о родителях, и о характере русского человека.
Антон Юрьевич широко распахивает дверь и приглашает нас в гости. В квартире на старом Арбате многое напоминает о его отце — народном артисте СССР Юрии Яковлеве.
- Антон Юрьевич, вы живете в родительском доме вместе с мамой — Ириной Леонидовной. Она — директор Музея-квартиры Вахтангова на старом Арбате. Это некая дань благодарности?
- Мама уделяла очень большое внимание моему воспитанию. Отец все время работал. А мама занималась домом и мной. С мамой у меня замечательные отношения. Отец же всегда был немного на высоте.
- Комнату отца сохранили?
- Кое-что пришлось переделать. Сейчас в ней живет его внучка, моя младшая дочь Варвара.
- А с отцом у вас много общего? Например, в творческом плане?
- И да и нет. Вот Достоевский абсолютно мой автор, очень русский, страстно грешный и одновременно истово верующий, кающийся. А Юрий Васильевич ценил более всего Антона Чехова и Ивана Бунина. С литературоведом Владимиром Лакшиным они сделали замечательный телевизионный цикл «Путешествие к Чехову». Бунина же отец играл в своем последнем спектакле Театра Вахтангова «Пристань».
- И это притом что Юрий Васильевич — лучший исполнитель роли князя Мышкина в кино!
- С Достоевским отца, увы, связал только «Идиот» Ивана Пырьева. Фильм, на мой взгляд, очень неровный, но отец там замечательный. Мышкин в кино так мощно пока сыгран только им.
- А почему вас так привлекает Достоевский?
- Он выстрадал свое творчество, пройдя сложный, полный искушений путь к вере. Страсть страсти рознь. Есть бесовская страсть — ради удовлетворения материальных или физических потребностей. А есть страсть к познанию, к духовному поиску. Русский человек зачастую так же велик в своей щедрости, самоотречении ради другого, как и в своей жестокости. Единственное, что может держать эти страсти в узде, — вера. Лично мне, очень несовершенному человеку, вера помогает.
- Вашим спектаклем «Король Лир» открылась после реконструкции историческая сцена Малого театра.
- Да, художественный руководитель Юрий Соломин предложил мне поставить спектакль с Борисом Невзоровым в главной роли. Это одна из самых сложных пьес Шекспира. Для разбора, для осмысления. Трагическая история человека, испорченного, избалованного властью и в один момент ее потерявшего... Лир — одновременно и трагический клоун, и режиссер своего собственного «театра», в который он заигрывается.
Он уже не хочет и не может воспринимать новую реальность. И, несмотря на все страшные события, до конца не признает своих главных ошибок. Сегодня я тоже вижу некое «зазеркалье», которое люди искусственно создают вокруг себя, в котором они уходят от ответственности за происходящее вокруг. И в этом актуальность пьесы.
- Малый — театр классический, со своими традициями, канонами. Вы придерживались их в работе?
— Сегодня театр с традициями — большая редкость. Этим Малый и отличается от множества других. Здесь нельзя перебарщивать с современным языком. В этом есть и свои сложности, но и свои преимущества. Как сделать спектакль-высказывание современным по форме и содержанию, не имея возможности эксперимента? Это вызов!
- На ваш взгляд, почему «Король Лир» так популярен в России?
- Как ни странно, «Король Лир» напоминает мне во многом русский характер. С одной стороны, нараспашку щедрый и по-своему страстно желающий добра, но в своем понимании жизни… А с другой — часто навязывающий это добро силой, разрушительный в своем беспредельном гневе, сжигающий и себя, и все вокруг.
Эта искренняя двойственность скорее свойственна русской сути, чем рассудительности англосакса, но именно это и позволяет в итоге все же сопереживать этому трагическому, заблудшему персонажу, самому создавшему окруживший его ад.