Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Антон Яковлев: Мои спектакли — это самотерапия

На фото художественный руководитель Театра имени Гоголя Антон Яковлев. Фото: пресс-служба Театра Гоголя
На фото художественный руководитель Театра имени Гоголя Антон Яковлев. Фото: пресс-служба Театра Гоголя
На фото художественный руководитель Театра имени Гоголя Антон Яковлев. Фото: пресс-служба Театра Гоголя
На фото художественный руководитель Театра имени Гоголя Антон Яковлев. Фото: пресс-служба Театра Гоголя

25 января в Театре имени Гоголя показали спектакль «Игроки. Иллюзия» — премьеру этого сезона. «МЦ» поговорила с режиссером-постановщиком, автором сценической версии, руководителем обновленного театра Антоном Яковлевым о постановке, его любимых местах в столице и продолжении знаменитой династии.

— Антон Юрьевич, почему снова вернулись к пьесе «Игроки»?

— Во-первых, я очень люблю Гоголя, его сочетание мистического, трагического и комедийного, тончайшую проработку характеров, глубокое понимание человеческой сути. Этот писатель создает необычную, ни на кого не похожую атмосферу, и тебе, что называется, надо только поймать автора.

Что касается «Игроков», то эта короткая, довольно странная пьеса снова притянула меня. Я будто каждый раз открываю ее для себя. Появляются новые смыслы, нюансы, возможности формы. Для меня вся эта история отнюдь не о шулерах или карточной игре, а о личности, которую интересно исследовать. Ихарев для меня — талантливый, но уязвленный человек, зацикленный на своих комплексах. Он обижен на мир за то, что его в свое время недооценили. Его одержимость игрой не в желании заработать денег с помощью крапленых карт, а в том, что он хочет явить миру свою реальную значимость, истинный талант, который не разглядели, пропустили. Этот одинокий мошенник создает в своем сознании иллюзорный мир, где он чувствует себя королем. Ведь его гордыня, потеря реальности, желание во что бы то ни стало победить в с е х — э т о прекрасный чернозем для бесов. Казалось бы, он предусмотрел все, но в итоге играет роль клоуна в разыгранном вокруг него спектакле.

— Вам интереснее произведения не о героях, а о слабых людях — тех, у кого есть травмы, обиды? Одна из недавних премьер, «Гроза. Искушение», ведь тоже об этом?

— Да, сомневающиеся, рефлексирующие персонажи, находящиеся на грани, и есть предмет драматического искусства. Однозначно положительный герой, как правило, одномерен, поэтому надо вскрывать в нем внутренний конфликт, за которым интересно наблюдать. Человек по-настоящему проявляется только в крайних обстоятельствах, будь то Катерина из «Грозы», Ихарев или Печорин. Да и самого себя я каждый раз исследую в процессе постановки спектакля. Иногда вера, близкие люди помогают выстоять в сложных ситуациях, а иногда процесс репетиций. Это как самотерапия. Мне кажется, и думающий зритель всегда ставит себя на место героя, предполагает, какой главный выбор в пограничной ситуации сделал бы он сам. Я никогда не сужу персонажей своих спектаклей, а только стараюсь исследовать тьму, которая мешает им двигаться к свету.

— Какие у вас любимые места в столице?

— Я коренной москвич, город свой люблю и начинаю быстро скучать, если куда-то уезжаю. Правда, иногда мне кажется, что я жил как будто в четырех разных городах: мое детство прошло в одной Москве, юность в 80-х - уже в другой, потом столица радикально поменялась при Лужкове, и позже еще изменилась при Собянине. Я «арбатский» - вырос на Новом Арбате, а когда мне было 10 лет, мы переехали на Старый Арбат. Люблю Пречистенку, Остоженку, Плющиху и соседние с ними набережные, люблю Фрунзенскую, Комсомольский, и все вокруг Новодевичьего монастыря, люблю Замоскворечье - Ордынку, Якиманку. Это мои любимые места в Москве, маршруты, где я люблю бывать. Если получается, свободное время стараюсь проводить на даче, восполняю там силы. Москва город прекрасный, но ее безумный ритм забирает всю энергию.

— 3 января вы уже в четвертый раз стали отцом, родилась дочь Александра. Поздравляем вас! Хотели бы, чтобы дети продолжили вашу творческую династию?

— Старшие сыновья уже выбрали свой путь, профессию. А дочки пусть решат свою судьбу в свое время сами. Это только их выбор. Навязывать что-то не считаю нужным.

— В спектакле «Дядюшкин сон» Театра имени Гоголя участвует ваша сестра, Алена Яковлева. В жизни вы близки с сестрой и братом? Есть ли семейные традиции, которые вас сдружили?

— С сестрой и братом мы дружим и регулярно общаемся. С Аленой много чаще, чем с Лешей, потому что, кроме дружбы, нас связывает еще и совместная работа. Безусловно, нас всех в свое время сблизила давняя традиция, которая появилась благодаря моей маме. Мы много лет собираемся по праздникам всей большой семьей и с нашими детьми у нас дома в гостиной за большим столом. Мы поддерживаем эту традицию и сейчас, хотя отца (народный артист СССР Юрий Яковлев.  — «МЦ») уже нет с нами 10 лет. Что бы ни было, стараемся не забывать друг о друге.

 

СПРАВКА

Антон Яковлев родился 22 декабря 1969 года в Москве. Сын артиста Юрия Яковлева. В 1991 году окончил актерско-режиссерский курс Школы-студии МХАТ. В 1990 году стажировался в Оксфорде (Англия) от Школы-студии МХАТ. В 2000 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Ставил спек так ли в РАМТе, МХТ имени Чехова, «Современнике» и других. С 4 июля 2022 года стал художественным руководителем Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя.

Новости партнеров