Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Арбатские наследники Мамонтова

В выставочном зале АХДИ на Арбате, 21: керамистка Елена Мач с экспонатами. Фото: Анна Малакмадзе
В выставочном зале АХДИ на Арбате, 21: керамистка Елена Мач с экспонатами. Фото: Анна Малакмадзе
В выставочном зале АХДИ на Арбате, 21: керамистка Елена Мач с экспонатами. Фото: Анна Малакмадзе
В выставочном зале АХДИ на Арбате, 21: керамистка Елена Мач с экспонатами. Фото: Анна Малакмадзе

На Арбате, 21, открылась пилотная выставка «Цеха № 1». Желающих познакомиться с уникальными работами современных керамистов тут ждут с нетерпением.

Старый Арбат — что река: течет между приземистых зданий, полный тайн и сюрпризов, образуя водовороты, то ускоряясь, то затихая. Он кажется с одной стороны знакомым, с другой — неизвестным, способным удивлять и поражать даже постоянных участников этого «плавания». Арбат, 21, — одна из его гаваней, зайти в которую стараюсь при любой возможности. В наш век штамповок и ширпотреба тут всегда есть на что посмотреть — от украшений до эксклюзивных нарядов. Не были — загляните: выставочные залы Ассоциации художников декоративных искусств (АХДИ) никого не оставляют равнодушными.

Ангел Юрия Потапова. Фото: Анна Малакмадзе
Ангел Юрия Потапова. Фото: Анна Малакмадзе

Это только начало

С художницей Еленой Мач мы познакомились несколько лет тому назад, и она полностью перевернула мое представление о керамике: я думала, ныне она ограничена набором примитивных фигурок, символов того или иного года да грубоватыми кружками под старину. А что-то большое и даже великое, что существовало давно и ассоциировалось в том числе с именем Врубеля и ныне встречается лишь в музеях и на фронтонах старинных домов, давно кончилось. Оказалось — нет…

Елена, выпускница худграфа МГПИ им. В. И. Ленина, пришла к керамике не сразу. Автор немалого числа полотен и одаренный график, она начала «выяснять отношения» с глиной, как это делают многие художники, не понимая, чем дело кончится — взаимопониманием, взаимопокорением или… ничем. Они обрели друг друга и неразлучны много лет.

…В светлом зале по стенам размещены работы, часть стоит у стен. Все это керамика, но настолько разная, насколько вообще возможно. Стиль самой Мач узнаю сразу: огромная керамическая бутыль — и арт-объект, и деталь интерьера — расписана сюжетно:

— Это милонга, танец, — улыбается Елена, и я вижу морячка, сошедшего на берег и воздающего должное тверди земной после многих дней качки: танцуя, он ждет приключений!

Да, тут всегда есть на что посмотреть.

— Этот зал предназначен для выставок профессиональных художников, — рассказывает Елена. — В нашу ассоциацию вступают только художники с серьезным послужным списком, которые работают именно на широкую публику, и знакомить людей с их работами нам нужно постоянно.

Но выставки выставками, а есть идеи еще куда более перспективные: это выставочное пространство на Арбате станет местом проведения всевозможных мероприятий, в том числе и для детей, которые все, что так или иначе связано с керамикой, просто обожают.

— Само выражение «мастеркласс» может уже немного и поднадоело, — рассуждает Елена, — но для людей привлекательности своей не утратило. Арбат, по которому гуляют и москвичи, и гости столицы, это уникальное пространство. И мы хотим, чтобы люди могли зайти к нам и «потрогать искусство руками», то есть увидеть его в непосредственной близости. А то, что вы видите сейчас, — это лишь пилотная выставка «ЦЕХА № 1»…

Стоп, объясним, что это такое.

Бутылка с танцующим морячком, автор – Елена Мач. Фото: Анна Малакмадзе
Бутылка с танцующим морячком, автор – Елена Мач. Фото: Анна Малакмадзе

Храня традиции

Группа художников «ЦЕХ № 1» как коллектив единомышленников сформировался на Гжельском экспериментальном керамическом заводе в поселке Речица. Это легендарный завод в 30-х годах был базой ВХУТЕМАСа, а позже именовался заводом ВСЕКОХУДОЖНИК. Именно сюда опальный дворянин-искусствовед Алексей Борисович Салтыков привез разобранную по бревнышкам мамонтовскую избу-мастерскую из Бутырок. К слову, этот гончарный заводец располагался в начале Бутырского проезда (ныне Нижняя Масловка), а сам Мамонтов жил в усадьбе в районе нынешней улицы Правды.

На заводике в Речице еще до войны выпускались повторы врубелевской львицы и других сохранившихся от мамонтовской мастерской форм. Здесь художники создавали свои произведения и разрабатывали керамический декор Москвы (ВДНХ, метро, высотки). Позже традиция творческих групп, объединивших художников из разных секций Московского союза художников, дала невероятный импульс роста московской керамики. В 70-е гремела выставка «Московская керамика», и до 2012 года на заводе кипела творческая жизнь, а затем его закрыли. Но художники создают новые работы и организовывают выставки.

— Они необходимы! — объясняет Елена. — Надо оставлять ориентиры с сохранением традиций российской художественной школы. Это высокая планка. Сейчас «Цех № 1» объединяет десять художников из разных секций МСХ. И керамика продолжает жить и ищет себя, порой объединяясь с самыми неожиданными материалами.

От милонги до ангелов

...Оторвавшись от разглядывания милонги, оборачиваюсь назад. Ангел. Тихий и нежный, чуть задумчивый или сонный… Образ его «слетел» с самих небес на... доски старого забора. И сама структура дерева подарила небесному созданию абрис тела, а непосредственно керамика — голову и лицо…

— Это работа Юрия Потапова, — рассказывает Елена. — Смотрите, след от сучка — как сердце. Не чудо? А вот иная керамика, ваза Евгения Леонова.

Аккуратно стучу по вазе — странно, и правда керамика, и точно не металл, а ведь кажется… Елена поясняет:

— Этот эффект металлизации был хорошо известен Врубелю и случается при дровяном обжиге, интерес к которому после эпохи электропечей растет.

Идем дальше: миниатюры Александра Равкина. Ужасно смешные и очень разные! Вот ангел и черт, явный провокатор и хам, а тут — Господь, изгоняющий из рая грешников дворницкой метлой. А вот коробейник, заигрывающий с милой селянкой, явно дело ситцем и парчой не кончится…

Работы Ольги Скупченко. Фото: Анна Малакмадзе
Работы Ольги Скупченко. Фото: Анна Малакмадзе

—Тут работы Игоря Черняева, главного художника Егорьевского музея, входящего в тридцатку лучших музеев Европы, — показывает Елена Мач. — Вот Елена Крылова, а напротив — Анна Локтева, изумительные художницы, дочери Давида Нюренберга, знаменитого монументалиста… Взгляните, какие разные: Анна все делает быстро, и эта стремительность отражена в ее работах. А у Елены — посмотрите, как много юмора в каждом изделии…

А теперь — не оторвать глаз от сочных красных гранатов на декоративных блюдах.

— Лена Потапова, взявшая все возможные награды на международном фестивале дизайна «Огни Москвы», — удивительный мастер, — рассказывает Елена Мач. — У нас сейчас глазури используются в основном зарубежные, дорогущие. Но художники старой школы отлично умеют работать и с нашими материалами. Вы же обратили внимание на невероятной красоты красный цвет? Это самое сложное — передать его, он при обжиге легко выгорает до черного. А тут такая яркость!

Замираю перед работами Ольги Скупченко. Нежные песочные тона, разлитая в воздухе грусть, библейские сюжеты… Не верится, что и это — керамика, думаешь — природный камень...

— Керамика, как и все искусство, стремится рассказать людям о чем-то важном, но не о том, как это было сделано, — с улыбкой объясняет Лена. — И смысл выставок в том, чтобы человека зарядить, настроить на что-то, подарить ему этот момент общения с миром другого человека — художника…

...А в мастерской Елены, что неподалеку, золотится на блюде нежная верба и качаются на волнах, у берегов дальних стран, столь любимые ею корабли. И хорошо и тепло от того, что настоящее — не потерялось, живет, дышит.

На фото художник, председатель правления АХДИ Александр Гораздин
На фото художник, председатель правления АХДИ Александр Гораздин

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Арбат, 21, на сегодняшний день — сердце декоративного искусства Москвы. Здесь решаются вопросы дальнейшего развития всех видов декоративного искусства, производится отбор работ на выставки не только в Москве, но и в различных регионах России, осуществляется большая культурная программа. А еще тут ведется большая работа по подготовке молодых художников для вступления в творческий союз и, конечно, осуществляется культурное сотрудничество с Донбассом и новыми территориями.

 

СПРАВКА

Елена Мач родилась и живет в Москве, художник-керамист. Куратор ряда крупных выставочных проектов, член межсекционной группы «ЦЕХ № 1» и Московского союза художников, постоянный участник выставок и проектов в РФ и за рубежом. Работы Елены находятся во многих музеях страны и зарубежья, она обладатель диплома лауреата всероссийского смотра-конкурса ювелиров «Наши имена», диплома МСХ, Tanexpo world Russia, участник выставочного проекта РАХ «О, Гаванна! Транзит!» 2021–2023.

Новости партнеров