Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Архитектор, опередивший свое время

Станция "Красные Ворота"
Станция "Красные Ворота"
Станция "Красные Ворота"

Стилизованный под раковину наземный вестибюль станции метро «Красные ворота» — самое известное сооружение основателя советской авангардной школы Николая Ладовского.

Архитектор расположил его там, где стояли снесенные в 1927 году Красные ворота. Так в старину называли Триумфальную арку, воздвигнутую по указу Петра I в честь победы над шведами в Полтавской битве. Через арку проходила дорога на Красное Село, и в конце XIX века ее покрасили в красный цвет.

От Триумфальной арки не осталось и следа, когда в 30-е годы Ладовский начал разрабатывать свой проект для метро. Задуманное им сооружение в виде раковины невольно напоминает о существовавшем здесь историческом памятнике. Идея городских ворот выражена архитектором в композиции: убегающие полуарки, установленные над входом в павильон, как будто вовлекают пассажиров в метро.

По оценкам специалистов, из всех 13 построек, сделанных для первой очереди московского метро, наземный павильон «Красных ворот» получился самым необычным — никаких заимствований.

Недаром это единственное довоенное воздвигнутое в СССР сооружение, которое зарубежные искусствоведы внесли в энциклопедию мировой архитектуры ХХ века.

Еще одна работа Ладовского для метрополитена связана со станцией «Площадь Дзержинского» («Лубянка»). Здесь он спроектировал наземный вестибюль, который, по замыслу, должен был стать пьедесталом памятника Дзержинскому.

Но тогдашний куратор московской подземки Лазарь Каганович отклонил его предложение. Неудачно сложилась судьба и двух подземных залов, спроектированных Ладовским.

Их облик был утрачен в ходе реконструкции станции «Площадь Дзержинского» в 70-е, сохранились лишь фрагменты мраморной облицовки тоннелей.

Не будем забывать — первым, кто выдвинул предложение разомкнуть московские кольца и на этой основе придать городу ускоренное развитие, был Николай Александрович Ладовский, архитектор, опередивший время.

Новости партнеров