Архитектор Сергей Ткаченко: Творчество Неизвестного еще очень долго будет актуальным
Сердце выдающегося советского скульптора Эрнста Неизвестного перестало биться на девяносто втором году жизни в Нью-Йорке. Неизвестный прошел Великую Отечественную Войну и подвергался жестокой критике, но всегда продолжал творить. Его скульптуры установлены на улицах Москвы, в Кемерово, Перми, Магадане, Одессе и даже Египте. Именно он создал бронзовую статуэтку «Тэфи» для одноименной телевизионной премии: скульптура олицетворяет древнегреческого музыканта Орфея, который играет на струнах своей души. О творчестве великого советского скульптора рассказал заслуженный архитектор Российской Федерации Сергей Ткаченко.
- Как думаете, есть ли некая особенность в работах Эрнста Неизвестного?
- Безусловно, есть. Его творчество никого не оставляет равнодушным, и я имею в виду, что есть люди, которым нравится то, что он делал, а есть те, кто категорически против. Такой резонанс и определяет настоящего творца. Все события, которые происходили в его жизни, так или иначе способствовали становлению Эрнста Неизвестного как великого скульптора.
- Вокруг скульптуры «Древо жизни» долгое время ходили споры: из-за надстройки дополнительного этажа на мосту «Багратион» памятник частично перекрыли. Было принято решение о переносе скульптуры в музей, а теперь люди выступают за сохранение памятника на его историческом месте. Как вы считаете, будет лучше, если скульптуру никуда не перенесут?
- Музей это, конечно, хорошо, но такая скульптура должна находиться в общественном пространстве, на какой-то территории, куда люди будут приходить ежедневно. Мне кажется, у всех должна быть возможность прийти, посмотреть, обсудить, и все это без покупки билетов. Искусство должно быть в свободном доступе.
- Удалось ли Эрнсту Иосифовичу привнести нечто новое в российскую и мировую скульптуру?
- В российскую - точно. Он в какой-то степени заимствовал зарубежные традиции того времени, смог привить и закрепить их в СССР. Его творчество еще очень долго будет актуальным.