Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Армен Джигарханян: Кот был для меня великим учителем

Актер не знает точно, сколько сыграл ролей в театре и кино

Одному из самых ярких отечественных актеров театра и кино Армену Джигарханяну 3 октября исполнилось 80 лет. Мы встретились с Арменом Борисовичем накануне юбилея в Благовещенске — на российско-китайской границе — на XIII фестивале «Амурская осень».

Надо сказать, что девятичасовой полет на Дальний Восток для мэтра сложился непросто: самолет совершил аварийную посадку. Театр Армена Джигарханяна ожидал спектакль с намекающим заголовком «Нетелефонный разговор». Но актер только, как всегда, философски и добродушно улыбался: мол, не будем, дружок, говорить о мелком, впереди столько важных дел. Возраст? Это просто смешно.

- Армен Борисович, в вашем театре идут пьесы Шекспира, Бернарда Шоу. Великая классика. А как вы относитесь к современным интерпретациям классики?

- Если мы берем классиков, надо послушать, что они написали. Недавно я посмотрел современный спектакль «Мертвые души», и, как нарочно, на другой день по телевизору показывали «Мертвые души» Московского Художественного театра. Разница огромная. Когда я в Ереване работал в театре, к нам приехал Алексей Грибов — был такой великий актер МХАТа. Шла пьеса «На дне», я играл роль Актера, и у меня была фраза: «Любимые стихи забыл». Грибов посмотрел на моего персонажа и сказал: «А чего тут хорошего, если любимое забыл?» Казалось бы, гастролер, явился заработать деньги, а глаза и интонацию Грибова я до сих не могу забыть — вот что такое настоящее искусство. А сейчас много дешевки.

- Я видел вас в знаменитом спектакле Театра Маяковского «Трамвай «Желание» — это было яркое событие в театральной жизни Москвы.

- Гениальная пьеса. И могу вам сказать, что мы в нашем театре собираемся поставить этот спектакль. И если даст Бог, мы прилетим в Благовещенск и сыграем «Трамвай «Желание» для амурчан. Потому что фестиваль «Амурская осень» я очень люблю.

- Признайтесь, как вам работалось с главным режиссером Театра Маяковского Андреем Гончаровым? Ведь было очень много разговоров о том, что он был очень жесткий режиссер.

Нет, это все слухи. В Гончарове было больше достоинства, чем хамства. Взаимоотношения режиссера и актера — это в чистом виде любовная история. Кто-то терпит, кто-то любит, кто-то примеряется, ктото подходит, кто-то делает тебе укол и так далее. Это очень сложные взаимоотношения.

- Значит, вас этому вовремя научили. А кого вы сами считаете своими главными учителями в жизни?

- У меня кот был великий учитель. Он прожил у меня 24 года . Знаете, как он точно высчитывал, где ему полежать, отдохнуть, куда лучше пойти, где удобней спрятаться. Я у него очень многому научился, честно, не иронизирую.

- А ученики — их ведь должно быть немало?

- Я не знаю, что это такое. Правду говорю. В такой удивительной профессии, как актерская, нет учителей и учеников . Это сложный процесс, потому что , когда кто-нибудь из нас, актеров, выходит на сцену, мы все равны . Я не люблю давать интервью, и всем говорю, что актера лучше видеть на сцене, смотреть, как он играет. Нравится или не нравится — это твои проблемы, но истина там. Я же актер и такую страсть сыграю, что вам и не снилось. В нашей профессии много наглости. Но с другой стороны — это самая стыдливая профессия. Я укрываюсь плащом и говорю: я Сенека! А у меня короткая шея, маленький рост… То есть, это непросто. В Ереване у меня была актриса, Зоя Николаевна, и она мне однажды сказала: «Армешичка, не бегайте на сцене, это вам не идет». Вот это абсолютно точная театральная формулировка: вам это не идет.

- «Место встречи изменить нельзя» называют культовым фильмом. Вы играли там с Высоцким. Какое у вас сложилось о нем мнение?

- Высоцкий — это явление. Это воплощение нации. Я снимался с Высоцким, и я думаю, что он был удивительной личностью. Его стихи, его образ жизни, его желания и возможности — это надо изучать.

- А есть такие же современные культовые режиссеры. Один из них — Карен Шахназаров. Вы работали с ним, в том числе в фильме «Город Зеро».

- Это был странный фильм. И поскольку я очень люблю Шахназарова, до сих пор, если он позовет, я бегу, как горная козочка. С ним очень интересно, он умеет думать — это важное качество, и не все им обладают. Я несколько картин у него отработал. Много лет его знаю. Надо прийти на съемочную площадку, чтобы увидеть, как он работает с актерами, как он примеряется к сцене, это не просто: встаньте или сядьте.

Вопросы читателей

За последний месяц, в течение которого анонсировалось интервью с Арменом Джигарханяном, читатели «МЦ» прислали в редакцию вопросы знаменитому актеру

Игорь Масурян, Пресня:

- Вы родились и выросли в Армении. А вас ностальгия не мучает? И говорите ли вы по-армянски?

- Люблю Армению очень, но не страдаю вдали от нее. Я не люблю страдать, я выгоняю из себя страдание. Мне хорошо. Я часто звоню в Ереван друзьям, узнаю, как они там. Всегда мечтаю поехать туда на гастроли с театром. Потому что одно дело — самому приехать, походить по городу. А если я привезу спектакли, товар покажу лицом — это очень хорошо. Что касается языка. Я прекрасно знаю армянский язык. Писать мне труднее. Хотя любой армянин знает, что по-армянски писать очень трудно, потому что литературный армянский язык никакого отношения к жизни не имеет. Это очень хороший язык, очень мощный. Мне говорили иностранцы, что когда они слышали по-армянски Шекспира, то, не зная языка, понимали, что это Шекспир. Так что я хорошо знаю армянский, но рабочий язык мой русский, я играю на русском языке.

Станислав, Замоскворечье:

- Скажите, пожалуйста, в скольких фильмах вам довелось сняться за всю вашу актерскую деятельность? Какая, на ваш взгляд, была самая трудная роль, отведенная вам в кино?

- Никогда не считаю свои роли. По-моему, что-то около 200 ролей у меня. А самая трудная роль — та, над которой ты работаешь в настоящий момент.

Ирина Пожанина, Хамовники:

- Какие передачи вы смотрите по телевизору и смотрите ли его вообще?

- Смотрю — почему нет. Я обожаю «Энимал планет». Потому что там истина. Когда я вижу, как тигр мчится за ланью, я понимаю, что это философия жизни. Как говорят в таких случаях, второго дубля нет. Обожаю животных, недавно прочитал книгу о волках в Канаде. Автор, в частности, обратил внимание на то, как волки начинают гнать стадо ланей. Они бегут все быстрее. И в результате того, что они гонят стадо в быстром темпе, слабые отпадают и достаются хищникам. Можно возмущаться, но это и есть жизнь. Это и есть закон природы — вот о чем речь.

Тимур Мохов, Якиманка:

- Говорят, что вы футбольный болельщик?  

Я очень люблю футбол, очень. Но так как мы играем — так играть нельзя. Дворовая футбольная команда — вот и все. Сейчас выяснилось, что у нас чемпионат мира по футболу в 2018 году. Но никто не думает почему-то о том, что мы не умеем играть в футбол. Значит, этим надо заниматься. Это надо делать. Но боюсь, что пойдут лозунги, повесят плакаты — и все на этом.

Инесса Кухарчикова, Арбат:

- Какая человеческая черта, на ваш взгляд, самая неприятная? Быть может, ваши роли подсказали вам какой-то иной — правильный взгляд на человека?

- Ну, о правильном взгляде на человека я бы распространяться не стал: сложные это материи и требуют многочасовых рассуждений. Или всей жизни. А теперь о неприятной черте. Знаете, Шекспир одной из самых страшных болезней называл зависть. Яго завидует, что у Отелло такая жена. Но сама она ни в чем не виновата. Зависть — это очень страшное чувство.

Анжелика Паршина, Мещанский:

- Вы написали десять лет назад книгу «Одинокий клоун».

- Написал, но книги — это явно не мое. Книга была написана благодаря моему другу Дубровскому, его сегодня с нами нет, к сожалению. Мне писательская роль не пришлась по душе. Я актер, и мне больше нравится выйти на сцену и рассказать о жизни, о своих друзьях, о коллегах. Кто хочет послушать о той эпохе, тот придет на актера Джигарханяна. Моя участь — актерство, а не писательство.

Справка

Армен Джигарханян родился 3 октября 1935 года в Ереване. В 1954 году поступил в Ереванский художественно-театральный институт, через 13 лет Анатолий Эфрос пригласил актера в Театр имени Ленинского комсомола, а в 1969 году Джигарханян начал играть у Андрея Гончарова в Московском театре имени В. Маяковского. Кроме того, известность ему принесли фильмы «Здравствуй, это я!», «Когда наступает сентябрь», «Новые приключения неуловимых», «Операция «Трест», «Шестое июля» «Журавушка», «Место встречи изменить нельзя».

 

Другие свежие материалы читайте в полной PDF-версии газеты «Москва. Центр».

Новости партнеров