Артем Бибилюров: Важно направить внимание молодежи в сторону театра
2 и 3 ноября в Театре иллюзии состоялась премьера заслуженного артиста России Артема Бибилюрова «Женитьбы» по произведению Николая Гоголя.
Режиссер, актер, художник, Артем Бибилюров руководит театром в Ивантеевке и ставит спектакли в нескольких московских театрах. Он рассказал корреспонденту «МЦ» о своем творчестве, новой премьере и работе с молодежью.
— Артем, расскажите о вашей новой премьере.
— Николай Васильевич Гоголь — это вечный автор, любимый как зрителями, так и актерами и режиссерами. К тому же 2024 год —юбилейный, исполняется 215 лет со дня рождения этого писателя. И тема «Женитьбы» Гоголя всегда актуальна. Ныне для молодежи важна тема искренних чувств, так как их отсутствие и гонка за какими-то званиями, амбициями перехлестывают самое главное чувство — любовь. Хотелось бы, чтобы люди еще раз вспомнили, что мы, россияне, народ, который лучше других умеет дружить, прощать, любить...
— Это не первое ваше сотрудничество с Театром иллюзии?
— В Театре иллюзии я работал как приглашенный режиссер несколько раз. Поставил здесь детский спектакль «Вождь краснокожих» и спектакль «Шутки в сторону». Они с успехом идут, их хорошо воспринимает зритель. И я рад, что я в третий раз прикоснулся к великому материалу в этом театре.
— Бывает, что один и тот же спектакль может идти в нескольких московских театрах. Вы просматриваете постановки других режиссеров?
— Нет, я намеренно отгораживаю себя от просмотра спектаклей по пьесе, которую ставлю я. Конечно, что-то я видел в разные годы, в том числе и очень хорошие спектакли. Но во время работы я отталкиваюсь в первую очередь от темы, стараюсь показать то, что хотел сказать автор. А еще — от индивидуальностей местных артистов, кстати очень замечательных. Мы ищем вместе, что-то придумываем, обязательно какие-то предложения с их стороны поступают, и мы идем к цели вместе. И в результате получается большой труд, который мы и выносим на суд зрителей.
— А еще вы руководите Ивантеевским музыкально-драматическим театром. Для вас это трудная задача?
— С января этого года я назначен художественным руководителем театра. Это огромный пласт работы. Я сформировал труппу театра, мы выпустили несколько спектаклей как для детей, так и для взрослых. Так как я являюсь победителем нескольких грантовых конкурсов президента, воплотил спектакль по Гоголю «Вий. Три ночи», с которым участвуем в «Золотой маске». В Ивантеевке сейчас очень активное театральное движение. И мы будем работать над современным и классическим материалом. Но главное для меня — направить внимание молодежи в сторону театра, ведь правильно говорил Сергей Михалков: «Сегодня дети, завтра народ».
— Я знаю, что вы сотрудничаете с «Булгаковским домом». Это не обычный театр, в классическом его понимании. В чем особенности?
— Я с удовольствием сотрудничаю с театром-музеем «Булгаковский дом» — это замечательный, самобытный театр, в котором трудятся прекрасные люди, замечательная команда. Там у меня пару раз в месяц идут несколько спектаклей. И в это место приходит интересный и умный зритель. Я думаю, что у этого театра большое будущее!
— Вы ставите довольно много спектаклей. Это не отвлекает от руководства театром?
— Я привык много работать, это очень трудно эмоционально, но мне нравится такой темп. И думаю, то, что я делаю, не напрасно.
— Несколько лет назад вы уехали из столицы и теперь живете в Пушкине. А любимые московские места у вас остались? Те, которыми связаны особые эмоции, воспоминания...
— Очень люблю центр Москвы. Самые замечательные места — Арбат, то есть места моей учебы — Театральный институт имени Б. Щукина, Вахтанговский театр. Разумеется, с ними много всего связано.
— Артем, вы член Союза художников Москвы. Еще и картины пишете? Как на все находите время?
— Когда у режиссера нет творчества, то он занимается работой в стол, разрабатывает спектакли. А я чаще всего летом пишу картины. Я самоучка, изучаю разные направления в искусстве, в свое удовольствие пишу маслом на холсте. Так получилось, что мы с друзьями как-то организовали выставку перед моим спектаклем. И вдруг после спектакля ко мне подходит один художник и предлагает сделать выставку. И не поверите, она состоялась в Центральном доме художника. Потом было еще несколько, и после меня приняли в Союз художников.
— А когда вы начали писать и какие направления вам ближе?
— В 2000 году. Люблю разные направления, но ближе мне импрессионизм. Иногда хочется написать натюрморт, портрет, но в эмоциональном ключе. У меня есть одна картина, которая посвящена Москве-реке, выполнена в мазковой технике.
— Раньше вы регулярно снимались в кино, сейчас вас редко можно увидеть на экране. Почему?
— Я довольно давно отошел от актерской деятельности, так как режиссура занимает все свободное время, практически 24 часа в сутки. Поэтому от актерских работ стараюсь уходить, так как не хватает на это времени и уже меньше интереса к данному направлению.
СПРАВКА
Артем Сергеевич Бибилюров родился в городе Грозном. Окончил режиссерский факультет Театрального института
имени Бориса Щукина. В настоящее время является художественным руководителем Ивантеевского музыкально-драматического театра. Член Союза театральных деятелей России, Гильдии театральных режиссеров России, Экспертного совета Департамента культуры Москвы, Союза художников Москвы. В 2023 году присвоено звание «Заслуженный артист России».