Артем Быстров: Театр — как спортзал для актеров. Только тренируешь ты не мышцы
Недавно в кинопрокат вышел фильм «Скажи ей» режиссера Александра Молочникова. Одну из главных и не совсем простых ролей в нем сыграл актер МХТ имени Чехова Артем Быстров.
В портфолио артиста — более тридцати фильмов и десятки спектаклей. Но больше всего он запомнился зрителю по главной роли в фильме «Дурак». Его актерскую игру отметили и за рубежом — почетной наградой на Международном кинофестивале в Локарно, в Швейцарии. В новой же картине «Скажи ей» Артем Быстров сыграл одну из главных, но не простых ролей — отца, у которого из-за определенных обстоятельств отнимают ребенка.
— Артем, фильм затрагивает непростую тему. В чем, как вы думаете, главный посыл?
— Эта история затронула струны моей души... На мой взгляд, главный посыл фильма в том, чтобы люди внимательно относились друг к другу, любили по-настоящему. Прощали, умели забывать про свое эго, амбиции и фокусировались на семье. Когда вас двое — вы еще можете делать все что угодно. А когда с вами третий-четвертый-пятый человек, который появился исключительно по вашей воле, то тут ответственность переходит уже в несколько другой ранг. А детство — это фундамент всей остальной твоей жизни, и его обеспечивают как раз родители.
— Вы, получается, играете отрицательного персонажа?
— Я бы так не сказал. Нас учили, что «актер — адвокат своей роли». Даже в отрицательных поступках человека можно найти логику. Исходя из мотива, его поступки совершенно неотрицательны, а просто необходимые. Я вообще выступаю за то, чтобы не разделять мир только на черное и белое. В жизни же много всего намешано. Когда-то мы положительные, когда-то — отрицательные. Все зависит от ситуации, в которой мы находимся, от состояния здесь и сейчас. Например, если ты уставший, а тебе в магазине начинают трепать нервы, то, конечно, ты можешь сорваться и наговорить всяких гадостей. Но это не будет означать, что ты плохой. Это значит — тебе сейчас не очень хорошо, а никто не помогает и, наоборот, раздражают. Так же и в фильме нет плохих и хороших людей. У каждого свои недостатки и достоинства. Мне кажется, фильм и получился таким жизненным и объемным, потому что там от сцены к сцене сплошные качели — то папа хороший, то мама. Все родители хотят своему ребенку счастья и блага. Но эти понятия у всех разные, как и у наших персонажей.
— Но ваш персонаж делает же свой выбор?
— Там фишка в том, что выбор предоставляется ребенку. С одной стороны, это правильно, а с другой стороны, получается, что отец всю ответственность сбрасывает на сына. Тут все очень двояко.
— Похожи ли вы на своего персонажа из фильма?
— Нет. Я не такой внутренне свободный. К тому же я не разбираюсь в математике, нет такого пристрастия к русскому року.
— Давайте поговорим о начале вашего профессионального пути. Первое театральное образование вы получили в Нижнем Новгороде. Почему решили продолжить обучение в Москве?
— Нас к этому готовили в Нижегородском театральном училище. Чуть ли не с самого первого дня говорили: «Здесь вы получите азы, но если вы хотите дальше развиваться, то вам надо ехать поступать в Москву или Питер».
— И вы поступили сразу на второй курс Школы-студии МХАТ, учились у Константина Аркадьевича Райкина…
— Да, и институт закалил нас. Театр — как взрослая жизнь, в которой порой все бывает не так сладко, как в институте. И там есть место и зависти, и провалу, и всему чему угодно. Но Константин Аркадьевич говорил нам: «Наше дело — практическое». Это о том, что надо пробовать себя в новых проектах. Тебе предложили — попробуй.
— Вы уже больше десяти лет служите в МХТ имени Чехова. Есть ли постановка, с которой вы больше всего сроднились?
— Такого нет. Как и в кино, со всеми постановками ты проходишь определенный путь. К каждому спектаклю относишься по-особенному. Но когда в твоей реальной жизни грустная пора, конечно же, ты отдаешь предпочтение веселым спектаклям.
— Расскажите про спектакль с вашим участием «В окопах Сталинграда», премьера которого недавно состоялась. Тяжелая постановка?
— Да, и не только потому, что тема непростая для зрителя и для нас. Способ, который предложил режиссер Сергей Васильевич Женовач, тоже достаточно непростой, необычный. Во время постановки у тебя нет привычных атрибутов, с первых минут спектакля ты общаешься со зрителем напрямую. И это очень любопытно... Важно, чтобы молодое поколение помнило о подвигах солдат. Сейчас порой молодые люди 13–15 лет не знают, когда началась Великая Отечественная война и какой город оккупировали на 900 дней во время войны. От этого становится немного не по себе. Государство, которое не помнит историю, не имеет будущего.
— Есть актеры, которые уходят из театра и фокусируются только на кино. Почему эта история не затронула вас? Театр вам больше по душе?
— Для нас это мозговой тренинг. В театр ты ходишь будто в спортзал, чтобы прокачать свои мышцы. Тут ты постоянно напрямую взаимодействуешь со зрителем. Сразу получаешь отклик. Когда случается хороший спектакль, ты сразу чувствуешь это от зрителей и понимаешь, зачем работаешь в театре. В кино, конечно, тоже такое происходит. Но уже постфактум. Такого обмена энергии, как в театре, в кино не происходит. К тому же, если ты умеешь удерживать внимание зрителей на большом пространстве, то тебе как актеру потом легче в кино.
— С момента переезда из Нижнего Новгорода в Москву, получается, прошло уже 15 лет. Есть у вас любимые места в центре города, кроме Камергерского переулка?
— Мне очень нравится памятник Николаю Гоголю на Никитском бульваре. Это одно из тех мест, куда я с радостью возвращаюсь. Из центральных районов еще мне по душе Замоскворечье.
СПРАВКА
Артем Быстров родился 19 марта 1985 года в Нижнем Новгороде. В 2006 году окончил Нижегородское театральное училище им. Е. А. Евстигнеева, актерский факультет (мастерская Р. Я. Левите), после чего поступил на второй курс Школы-студии МХАТ. В МХТ имени Чехова служит с 2009 года. Играет в таких спектаклях, как «Шинель», «Мастер и Маргарита», «Бег», «Венецианский купец», «Человек из рыбы», «Весы», «Деревня дураков», «Мальва», «Мефисто», «Пьяные», «В окопах Сталинграда», и других.