Аскольд Запашный выбирает льва
Народный артист России и любимец женской половины страны, дрессировщик Аскольд Запашный угостил корреспондентов «МЦ» вкусным чаем, приоткрыл тайны нового шоу и признался, что не сможет работать с медведем.
Дрессировщик обожает цирк за эффект присутствия Говорят, что первое впечатление о человеке часто оказывается безошибочным. После пяти минут, проведенных с Аскольдом Запашным, я поняла, что передо мной сильный мужчина, с добрым характером и изящными манерами.
- Аскольд Вальтерович, вы практически неуловимы — постоянно в разъездах. Любите путешествовать или слишком много работы?
- И то и другое. Мне интересно знакомиться с природой и культурой других людей. Люблю бывать в исторических местах в тех городах, куда приезжаю. Значит, точно знаете, чем Москва отличается от других мировых мегаполисов? В Москве быстро понимаешь, что находишься дома. У нас другая культура, зданий много исторических, в том числе в самом центре города.
- Есть какое-нибудь любимое место?
- Воронцовский парк. В детстве любил там гулять, теперь хожу на прогулку туда с дочурками Евой и Эльзой.
- Уже больше пяти лет в «Лужниках» под Новый год стартуют новые шоу братьев Запашных. Чем собираетесь удивить москвичей в декабре? Одно только название — «Хозяйка мертвого озера» — чего стоит.
- Ну, сюжет шоу рассказывать, конечно, не стану. Скажу лишь, что это типичный проект нашей системы. Типичный в хорошем смысле слова. Мы разрабатывали новое шоу долго и основательно, так что... это будет нечто новое для зрителей. Вот вы автор сценария и режиссер всех спектаклей, как говорится, мозговой центр цирка братьев Запашных. Как вы лично все это придумываете? На чем строится основа сюжетов ваших спектаклей? Ведь у вас в «Лужниках» не просто программа цирковых номеров, а именно спектакль с четкой сюжетной линией. Основа шоу базируется на уже отработанных номерах, они становятся костяком, на который наращивается «мясо» — из техники, подготовленности артистов и животных. А сюжеты?.. Нет такого, чтобы меня осенила, как Архимеда, мысль, и я вскричал: «Эврика!» Перед тем как создать шоу, я смотрю спектакли, выступления, чтобы понять и прочувствовать эпоху, время.
- То есть происходит так: Аскольд Запашный читает что-то про средние века, смотрит фильмы на эту тему, а потом — ап! И рождается в голове идея шоу.
- (Смеется.) Да, примерно так. Всегда пытаюсь понять, в чем суть, основополагающая изюминка. После этого обычно сажусь и думаю, как это преподнести зрителю. Как показать исторические нюансы, совместив их с техникой и возможностями артистов, животных. Думаю, как сделать сюжет интересным. При этом фантазия здесь безгранична, но нельзя отталкиваться только от нее. Необходимо оглядываться назад, смотреть, было ли что-то похожее, что делают соперники. Чтобы не повторяться.
- Что для вас главное в цирковом жанре?
- Лично для меня — отношения с животными. В остальном же необходимо, чтобы цирк соответствовал интересам людей и времени. Сегодня, например, народу интересны спецэффекты. Но ты же не сделаешь шоу из одних спецэффектов. Нужно продумать целую концепцию, что и как ты хочешь донести людям. Выступление создается так же, как и сюжет фильма, книги. Нужно начало, кульминация и финал. Обязательна главная мысль. Например, в цирке паузы при замене декораций заполняют клоуны. А в наших шоу это не просто выступления, а, допустим, борьба тьмы со светом.
- Какие темы для сюжетов шоу вам интересны сегодня?
- Ну... Это секрет. Могу сказать, что часто в основу выступлений я беру славянские сказки. Чтобы сделать выступление хорошим, нужно скрупулезно разработать тему. Так, если, например, взялся описывать Бабу-ягу, значит, нужно показать ее характер, качества, которые определяют героя этой сказки. Цирк дает много возможностей...
Пока мы беседовали с дрессировщиком, попивая вкуснейший чай, который Аскольд как настоящий джентльмен поспешил нам предложить, в творческом коллективе Запашных произошло пополнение — привезли очаровательного трехмесячного львенка. Вместе с дрессировщиком мы отправились смотреть на нового артиста. Малыш удивленно и взволнованно озирался по сторонам, но на руках Аскольда быстро успокоился.
А назовете его как?
- Пока не знаю. Дождусь Эдгарда, и сообща решим. Имена своим питомцам мы всегда даем вместе. Такая у нас давняя традиция.
Вопросы читателей
За месяц, в течение которого в газете анонсировалось интервью с Аскольдом Запашным, читатели прислали немалое количество вопросов, которые мы в итоге задали знаменитому дрессировщику.
- Работа в цирке тяжелая? (Андрей Майоров, Тверской)
- Конечно. За каждым выступлением стоит большая работа. Зритель привык видеть упрощенную картинку. Например, медведь для него — милое животное, играющее сейчас с дрессировщиком. А на самом деле это хищник, для которого самое веселое — разорвать тебя на куски. За дрессурой стоит много дней тренировок, опасность для дрессировщика. Остальное — это форма, обертка от конфетки. То, чему цирк должен соответствовать выступления, артисты.
- Как вы распознаете, обладает ли животное «актерскими» данными? (Павел Рябов, Арбат)
- В процессе воспитания и работы замечаешь, как тигр или лев ведет себя, определенные его качества и те неповторимые «изюминки», которые можно использовать в шоу.
- Что для вас цирк как для зрителя? (Светлана Назарова, Якиманка)
- Любой номер для меня — детское восприятие глазами взрослого. Каждый человек в душе ребенок, просто много повидавший ребенок. Поэтому нам, циркачам, нужно уметь делать очень разные, интересные вещи, красивые.
- Какое будущее, на ваш взгляд, у Цирка дю Солей? (Евгений Некрасов, Таганский)
- В одно время он имел успех. Но этот цирк отказался от животных. И, как мне кажется, зря. Конечно, с точки зрения коммерческой они молодцы, но отсутствие в программах животных их сильно ограничило в возможности больше радовать зрителей. Из-за этого у цирка есть либо старые, давно сформировавшиеся почитатели, либо те, кто пришел посмотреть выступление один раз. Цирковая программа практически имеет одну и ту же концепцию.
- Какими видятся перспективы цирка как жанра? (Анна Самошина, Красносельский)
- Главное, чтобы эти перспективы были. А чтобы они были, нужно понимать, в каком времени ты живешь. Я вообще люблю цирк за то, что он дает мне безграничные возможности творить, люблю, что в нем есть эффект присутствия. Все, что происходит — оно происходит здесь и сейчас, на твоих глазах.
- Кем через 20 лет вы видите своих дочек? (Екатерина Миронова, Басманный)
- Как минимум известными артистками цирка. Хотел бы, чтобы они пошли по моим стопам. Хотя силком на манеж их тащить не буду. У каждого свой путь в жизни.
- У тигра бывает депрессия? Если да, то как ему можно поднять настроение? (Марина Майорова, Пресненский)
- Да, конечно, у животных, как и у людей, бывает плохое настроение. Встал не с той ноги, например. Поднять тигру настроение можно. Только развеселить эту большую кошку — совсем не то же самое, что развеселить человека. Например, покалечить тебя — вот это ему будет смешно. Есть у меня лев один — Филипп — я с ним недавно решил поиграть, он замахнулся на меня лапой. Хорошо, я успел увернуться. А он ведь просто играл…
- Что такое ежедневные тренировки с животными? (Максим Дорофеев, Новая Москва, г. Троицк)
- Терпение, общая физическая подготовка. Осторожность. С животными нужно осторожными быть, всегда помнить, что у них психология другая. Тигр — это не маленькая декоративная собачка. Это хищник.
- Медведя бы смогли дрессировать? (Алексей Мазалов, Новая Москва)
- Нет. Медведь хоть и умное, но не стадное животное, он в принципе плохо поддается тренировке. Руководствуется исключительно инстинктом.