Басков, будь человеком!
К 30-летнему юбилею готовится которого не было.
На премьеру детской оперы «Баранкин, будь человеком!» в «СитиХолле» собрались две тысячи зрителей. Этот спектакль — юбилейный: 30 лет назад в первом действии оперы на сцене Детского музыкального театра юного актера 12-летний Николай Басков впервые играл и пел партию школьника Юры Баранкина. Либретто совершенно нового по тем временам детского озорного спектакля по одноименной повести Валерия Медведева написал замечательный драматург Лев Яковлев.
— Коля сыграл удивительно талантливо и вместе с тем очень смешно! — говорит он. — Помню, как он лежал на кровати и старательно в телефон распевал однокласснику про двойку по геометрии.
Повесть Медведева в те годы была открытием в мире советской литературы, совместив жанры фэнтези и ужасов. А финал обернулся социально-нравственной трагедией. На сцене это сочетание заставляет искренне поверить в него.
— Я очень благодарен режиссеру Александру Федорову за то, что он предложил мне эту роль, — говорит народный артист России Николай Басков.
Он тоже пришел на юбилейную премьеру.
— Для меня название спектакля стало своего рода жизненным девизом: «Будь человеком!» Вот я им и стал.
Весной 1989 года были показаны только первые две части оперы. И хотя успех был невероятный, решили повременить с выходом в свет: хотелось построить красивые декорации, сшить костюмы.
Спустя 30 лет исполнители, дети другого поколения, совсем иначе увидели своих героев. Как ни странно, и повесть, и пьеса с годами не только не потеряли актуальности, но стали даже более понятны. Спектакль поднимает серьезные и сложные темы, и все же не бойтесь идти с детьми на эту оперу: здесь нельзя обойтись без хеппи-энда, и все закончится хорошо.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Федоров, режиссер-постановщик:
— Особенность спектаклей Театра юного актера — в их временной продолжительности. Наши актеры взрослеют, мудреют. Этот спектакль тоже меняется: другие краски появляются, другие темпы. У нас сцена постоянно живет. Сказка ложь, да в ней намек. Это серьезное произведение. Там прослеживается тема попытки ухода от действительности в некий несуществующий мир от трудностей, от собственного долга. Это актуально сейчас, когда многие ребята хотят всего и сразу, отказываясь элементарно потрудиться. Зрителей порадую. Со следующего года спектакль постоянно будет идти на московских сценах.