Басманный район: музей воспоминаний
Не секрет, что дома и улицы Басманного района помнят многое: и царей, въезжающих в город, и Александра Пушкина, и Михаила Лермонтова, и обособленную Немецкую слободу. Но некоторые активисты уверены, что эти места интересны еще и личными историями жителей. Воспоминания таких людей и легли в основу проекта «Музей Басманного района». Корреспондент газеты «Москва.Центр» поговорила с создателем необычной «летописи».
Люди. Улицы. Дома — бриллианты человеческой памяти
— Этот район настолько исторически ценен, что достоин зваться музеем под открытым небом, — рассказала координатор общественных связей проекта «Музей Басманного района», кандидат филологических наук Ольга Пичугина.
Недавно женщина выпустила книгу «Люди. Улицы. Дома». Автор несколько месяцев собирала истории жителей Басманного района: узнавала о судьбоносных событиях, воспоминаниях из детства. Ольга Пичугина разговаривала и с теми, кто живет здесь с самого рождения, с середины 1930-х, и с теми, кто въехал сюда двадцать лет назад.
Только почитайте эти строки. Во всех них сквозит такая пронзительная и щемящая ностальгия, такие нежность и почтение к пережитому опыту. А потом сходите на эти улицы и увидите не просто великие здания, когда-то воздвигнутые архитекторами-виртуозами по заказу правителя, а жилища, пронизанные массой интимных значений. Не стоит забывать, что здания — это в первую очередь свидетели. Именно так у города появляется лицо.
Есть дом 25 на улице Казакова. Там, под сотней слоев краски, черным выведены имена двух ребят. Они когда-то жили в этом дворе и не вернулись с фронта. В другом дворе Басманного района в коляску одной женщины много лет назад заглянул актер Аркадий Райкин и скорчил рожу. Он там рядом работал. А чуть дальше в саду росли липы, которые посадили сироты из блокадного Ленинграда. На страницах книги — море кинематографичных образов, отфильтрованных строгой памятью за много лет. Кстати, на основе материала, собранного для книги, сделали восемь фильмов с жителями района в главных ролях.
«Фабрика»: клад вдали от людских взоров
Очень необычная выставка, знакомящая людей с Басманным районом, прошла в сентябре 2018 года в Центре творческих индустрий «Фабрика». Здесь свежими и смелыми средствами реализовали главную идею участников проекта «Музей Басманного района»: опыт жителей как главный экспонат, память — как главный куратор. У них получилось, во-первых, открыть малоизвестный уголок района, а во-вторых, нестандартно познакомить с городом.
— Басманный район гораздо шире, чем его привыкли воспринимать. Для нас интереснее показать не и так уже популярные и изученные Покровку и Маросейку, которые в народе именуют «лучиками Китай-города», а Старую и Новую Басманную, Аптекарский переулок, Спартаковскую и Бакунинскую улицы. И даже «мертвые» в туристическом плане места, — сказала Ольга Пичугина.
Благодаря участникам проекта многие узнали о существовании культурного центра, ранее известного только в узких богемных кругах. Находится он по адресу: Переведеновский переулок, дом 18. «Фабрика» расположена на заметном расстоянии по сравнению с той же Маросейкой, где пятничным вечером яблоку негде упасть. Окружающий пейзаж по пути от станции метро «Электрозаводская» к музею
проще и суровее, не так изыскан, как от более близких к центру мест. Однако получившаяся выставка стоила неудобств.
— Одна из жительниц, с которой мы беседовали, сказала, что для нее Басманный район — это один большой дом, где улицы — коридоры, а дома — комнаты, — поделилась Ольга Пичугина.
Такая метафора вдохновила организаторов выставки спланировать ее пространство следующим образом: их поделили на двор и квартиры.
Стоит отметить, как непринужденно и эффективно авторы нашли способ заинтересовать людей. Им с самого порога предложили заявить о себе и стать соучастниками выставки. На стене первой комнаты «двора» висела огромная пятиметровая карта района. Рядом с ней лежали стикеры: каждому, кто хотел, волонтеры предложили написать яркое воспоминание, которое он когда-то получил в стенах своего дома или близких к нему улицах. А потом прилепить аккурат по соответствующему адресу.
Достаточно быстро карта запестрела разноцветной массой многочисленных стикеров. На каждой из этих офисных квадратных бумажек было всего по несколько слов. А в них — концентрат главных моментов жизни посетителей выставки.
Чуть дальше организаторы сымитировали жилую комнату со старым диваном, на котором мог посидеть любой желающий, с предметами интерьера, которые подарили музею местные жители. Из динамиков доносились звуки, которые когда-то Ольга Пичугина записала, гуляя по району. Звон трамваев и стук их колес по рельсам, пение птиц, крик детей — единая симфония всей «Басмании» играла в комнате.
Такие нестандартные решения активисты проекта выбрали потому, что считают, что музей должен быть не просто статичной площадкой с экспонатами. Для него необходима обратная связь. Поэтому все причастные к проекту всегда готовы послушать истории из прошлого или «приютить» у себя какой-нибудь домашний артефакт, который обладает сентиментальной ценностью.
Насколько эта концепция чувственна, настолько же основателен ее научный фундамент. Антрополог Павел Куприянов провел исследование, в ходе которого опросил людей, живущих в «Басманке». Нужно было выяснить, с какими местами в районе они себя ассоциируют. Как оказалось, идентифицируют они себя скорее с «третьими местами» — с магазинами, кафе и подобным. Однако многие хотят поближе познакомиться с районом.
Об истоках и продолжении
Стоит сказать о том, что у всего, чем занимаются активисты «Музея Басманного района», есть давние истоки: возникло это дело благодаря общественному объединению «Слобода». Его создал Григорий Стриженов на заре перестройки, в 1986 году. Сторонники пришли с желанием сохранить ценные для памяти народа места на фоне того, как реальность вокруг стремительно распадалась. Их старт начался с легендарного достижения: им удалось отменить снос палат Щербакова, которые построили в 1770-х годах. Часть активистов «Слободе» потом связали свою жизнь с архитектурой или краеведением.
Возможно, нацеленность на сохранение, желание не дать старинным памятникам — свидетелям истории — бесславно окончить свой век обветшалыми или вовсе разрушенными, сейчас особенно актуальна. Это необходимо на фоне всеобщей глобализации, когда пространство города заключают в бетон, а ввысь взмывают футуристические небоскребы. Бешено крутятся шестеренки бизнеса, множатся в геометрической прогрессии мощности предприятий и уже невозможно спрятаться от пресловутого термина «инновация». Все легче стать анонимным. Индивидуальность ценна в первую очередь только как пиар бренда, как маркетинговый ход.
Человеческая жизнь в этих жерновах прогресса — песчинка, и именно о ней сейчас так важно не забывать. Потому что подлинная история города пишется тем обычным москвичом, который каждый день покупает помидоры у давно знакомого продавца на рынке, ходит в свою излюбленную кондитерскую. Своими будничными, индивидуальными привычками он создает летопись края, в котором живет. Именно поэтому, пока люди видят свой дом и каждый поворот улиц своего района не безликими, а хранящими память и о маленьких сокровенных радостях человека, и об эпохальных изменениях, — они останутся неповторимыми. И смогут стать увековеченными под открытым небом «Музея Басманного района».
СПРАВКА
Участники проекта с 10 апреля по 2 мая проведут выставку Анны Десницкой «Басманные бабушки: зарисовки о жизни родного района». На показанных скетчах можно будет увидеть захваченные художницей образы пожилых женщин и обрывки их разговоров о молодости, политике, быте, погоде и многом другом. Всех этих героинь Анна Десницкая встретила в Басманном районе.