Басманный район: музей воспоминаний. Фото: Карина Канчурина

Басманный район: музей воспоминаний

Басманный район: музей воспоминаний. Фото: Карина Канчурина
Басманный район: музей воспоминаний. Фото: Карина Канчурина

Не секрет, что дома и улицы Басманного района помнят многое: и царей, въезжающих в город, и Александра Пушкина, и Михаила Лермонтова, и обособленную Немецкую слободу. Но некоторые активисты уверены, что эти места интересны еще и личными историями жителей. Воспоминания таких людей и легли в основу проекта «Музей Басманного района». Корреспондент газеты «Москва.Центр» поговорила с создателем необычной «летописи».

Люди. Улицы. Дома — бриллианты человеческой памяти

— Этот район настолько исторически ценен, что достоин зваться музеем под открытым небом, — рассказала координатор общественных связей проекта «Музей Басманного района», кандидат филологических наук Ольга Пичугина.

Книга «Люди. Улицы. Дома». Фото предоставили на сайте «Музея Басманного района»
Книга «Люди. Улицы. Дома». Фото предоставили на сайте «Музея Басманного района»

Недавно женщина выпустила книгу «Люди. Улицы. Дома». Автор несколько месяцев собирала истории жителей Басманного района: узнавала о судьбоносных событиях, воспоминаниях из детства. Ольга Пичугина разговаривала и с теми, кто живет здесь с самого рождения, с середины 1930-х, и с теми, кто въехал сюда двадцать лет назад.

Только почитайте эти строки. Во всех них сквозит такая пронзительная и щемящая ностальгия, такие нежность и почтение к пережитому опыту. А потом сходите на эти улицы и увидите не просто великие здания, когда-то воздвигнутые архитекторами-виртуозами по заказу правителя, а жилища, пронизанные массой интимных значений. Не стоит забывать, что здания — это в первую очередь свидетели. Именно так у города появляется лицо.

Есть дом 25 на улице Казакова. Там, под сотней слоев краски, черным выведены имена двух ребят. Они когда-то жили в этом дворе и не вернулись с фронта. В другом дворе Басманного района в коляску одной женщины много лет назад заглянул актер Аркадий Райкин и скорчил рожу. Он там рядом работал. А чуть дальше в саду росли липы, которые посадили сироты из блокадного Ленинграда. На страницах книги — море кинематографичных образов, отфильтрованных строгой памятью за много лет. Кстати, на основе материала, собранного для книги, сделали восемь фильмов с жителями района в главных ролях.

«Фабрика»: клад вдали от людских взоров

Центр творческих индустрий «Фабрика». Фото: Карина Канчурина
Центр творческих индустрий «Фабрика». Фото: Карина Канчурина

Очень необычная выставка, знакомящая людей с Басманным районом, прошла в сентябре 2018 года в Центре творческих индустрий «Фабрика». Здесь свежими и смелыми средствами реализовали главную идею участников проекта «Музей Басманного района»: опыт жителей как главный экспонат, память — как главный куратор. У них получилось, во-первых, открыть малоизвестный уголок района, а во-вторых, нестандартно познакомить с городом.

— Басманный район гораздо шире, чем его привыкли воспринимать. Для нас интереснее показать не и так уже популярные и изученные Покровку и Маросейку, которые в народе именуют «лучиками Китай-города», а Старую и Новую Басманную, Аптекарский переулок, Спартаковскую и Бакунинскую улицы. И даже «мертвые» в туристическом плане места, — сказала Ольга Пичугина.

Благодаря участникам проекта многие узнали о существовании культурного центра, ранее известного только в узких богемных кругах. Находится он по адресу: Переведеновский переулок, дом 18. «Фабрика» расположена на заметном расстоянии по сравнению с той же Маросейкой, где пятничным вечером яблоку негде упасть. Окружающий пейзаж по пути от станции метро «Электрозаводская» к музею

Переведеновский переулок. Фото: Карина Канчурина
Переведеновский переулок. Фото: Карина Канчурина

проще и суровее, не так изыскан, как от более близких к центру мест. Однако получившаяся выставка стоила неудобств.

— Одна из жительниц, с которой мы беседовали, сказала, что для нее Басманный район — это один большой дом, где улицы — коридоры, а дома — комнаты, — поделилась Ольга Пичугина.

Такая метафора вдохновила организаторов выставки спланировать ее пространство следующим образом: их поделили на двор и квартиры. 

Стоит отметить, как непринужденно и эффективно авторы нашли способ заинтересовать людей. Им с самого порога предложили заявить о себе и стать соучастниками выставки. На стене первой комнаты «двора» висела огромная пятиметровая карта района. Рядом с ней лежали стикеры: каждому, кто хотел, волонтеры предложили написать яркое воспоминание, которое он когда-то получил в стенах своего дома или близких к нему улицах. А потом прилепить аккурат по соответствующему адресу.

Народная карта. Фото предоставили в «Музее Басманного района»
Народная карта. Фото предоставили в «Музее Басманного района»

Достаточно быстро карта запестрела разноцветной массой многочисленных стикеров. На каждой из этих офисных квадратных бумажек было всего по несколько слов. А в них — концентрат главных моментов жизни посетителей выставки.

Чуть дальше организаторы сымитировали жилую комнату со старым диваном, на котором мог посидеть любой желающий, с предметами интерьера, которые подарили музею местные жители. Из динамиков доносились звуки, которые когда-то Ольга Пичугина записала, гуляя по району. Звон трамваев и стук их колес по рельсам, пение птиц, крик детей — единая симфония всей «Басмании» играла в комнате.

Фрагмент народной карты. Фото предоставили в «Музее Басманного района»
Фрагмент народной карты. Фото предоставили в «Музее Басманного района»

Такие нестандартные решения активисты проекта выбрали потому, что считают, что музей должен быть не просто статичной площадкой с экспонатами. Для него необходима обратная связь. Поэтому все причастные к проекту всегда готовы послушать истории из прошлого или «приютить» у себя какой-нибудь домашний артефакт, который обладает сентиментальной ценностью.

Насколько эта концепция чувственна, настолько же основателен ее научный фундамент. Антрополог Павел Куприянов провел исследование, в ходе которого опросил людей, живущих в «Басманке». Нужно было выяснить, с какими местами в районе они себя ассоциируют. Как оказалось, идентифицируют они себя скорее с «третьими местами» — с магазинами, кафе и подобным. Однако многие хотят поближе познакомиться с районом.

Об истоках и продолжении

Стоит сказать о том, что у всего, чем занимаются активисты «Музея Басманного района», есть давние истоки: возникло это дело благодаря общественному объединению «Слобода». Его создал Григорий Стриженов на заре перестройки, в 1986 году. Сторонники пришли с желанием сохранить ценные для памяти народа места на фоне того, как реальность вокруг стремительно распадалась. Их старт начался с легендарного достижения: им удалось отменить снос палат Щербакова, которые построили в 1770-х годах. Часть активистов «Слободе» потом связали свою жизнь с архитектурой или краеведением.

Возможно, нацеленность на сохранение, желание не дать старинным памятникам — свидетелям истории — бесславно окончить свой век обветшалыми или вовсе разрушенными, сейчас особенно актуальна. Это необходимо на фоне всеобщей глобализации, когда пространство города заключают в бетон, а ввысь взмывают футуристические небоскребы. Бешено крутятся шестеренки бизнеса, множатся в геометрической прогрессии мощности предприятий и уже невозможно спрятаться от пресловутого термина «инновация». Все легче стать анонимным. Индивидуальность ценна в первую очередь только как пиар бренда, как маркетинговый ход.

Человеческая жизнь в этих жерновах прогресса — песчинка, и именно о ней сейчас так важно не забывать. Потому что подлинная история города пишется тем обычным москвичом, который каждый день покупает помидоры у давно знакомого продавца на рынке, ходит в свою излюбленную кондитерскую. Своими будничными, индивидуальными привычками он создает летопись края, в котором живет. Именно поэтому, пока люди видят свой дом и каждый поворот улиц своего района не безликими, а хранящими память и о маленьких сокровенных радостях человека, и об эпохальных изменениях, — они останутся неповторимыми. И смогут стать увековеченными под открытым небом «Музея Басманного района».

СПРАВКА

Участники проекта с 10 апреля по 2 мая проведут выставку Анны Десницкой «Басманные бабушки: зарисовки о жизни родного района». На показанных скетчах можно будет увидеть захваченные художницей образы пожилых женщин и обрывки их разговоров о молодости, политике, быте, погоде и многом другом. Всех этих героинь Анна Десницкая встретила в Басманном районе.

Новости партнеров