Опрос

В Москве установили большое количество праздничных елок перед празднованием Нового года. А какая ель, установленная в центре города, Вам понравилась больше всего?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Белая гордость в доме Мастера

Конец 1920-х годов. Справа налево: Михаил Булгаков, его вторая жена Любовь Белозерская, филолог Николай Лямин, Сергей Топленинов. Фото: M-BULGAKOV.RU
Конец 1920-х годов. Справа налево: Михаил Булгаков, его вторая жена Любовь Белозерская, филолог Николай Лямин, Сергей Топленинов. Фото: M-BULGAKOV.RU
Конец 1920-х годов. Справа налево: Михаил Булгаков, его вторая жена Любовь Белозерская, филолог Николай Лямин, Сергей Топленинов. Фото: M-BULGAKOV.RU

Началась реставрация дома № 9 в Мансуровском переулке (район Хамовники). Считается, что Михаил Булгаков вдохновлялся этим зданием, описывая жилище Мастера.

Разумеется, художественные образы — всегда собирательные, и претендентов на звание «дом Мастера» тоже несколько.

Печная труба дома № 9 в Мансуровском. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Печная труба дома № 9 в Мансуровском переулке. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

— Например, Любовь Белозерская, вторая жена писателя, считала, что прототипом являлся дом, в котором жил друг Булгакова Павел Попов — дом № 10 в Плотниковом переулке, — говорит заведующий отделом научно-исследовательской деятельности Музея М. А. Булгакова Иван Назаров. — Но большинство булгаковедов все же придерживаются версии подвальчика в Мансуровском.

Братья по театру

Дом в Мансуровском переулке был построен в 1819 году. В 1910-м его приобрел купец Сергей Топленинов. После революции дом чудом избежал уплотнения, его продолжали занимать сыновья прежнего владельца: старший — тоже Сергей — жил наверху, а младший, Владимир, — в полуподвале. Оба принадлежали к театральному миру: Владимир был актером, Сергей — художником-декоратором Малого и МХАТа. Булгаков был знаком с Топлениновыми как минимум с 1926 года: в архиве писателя сохранились два его портрета, написанных Сергеем Сергеевичем. В 1930 году у Михаила Афанасьевича появился еще один повод бывать в Мансуровском. Топлениновы сдали часть дома драматургу Сергею Ермолинскому (1900–1984) и его жене Марии Артемьевне. Булгаков был дружен с этой парой, и они его даже не раз оставляли у себя ночевать, уступая ему целую комнату с печкой.

Есть сведения, что Булгаков читал Ермолинскому и его жене «Мастера и Маргариту» и, когда дело дошло до главы 13, Мария Артемьевна спросила: «Не нашего ли это дома подвал, Миша?» Писатель ответил утвердительно.

Роскошь уединения

О жилище Мастера мы знаем из его рассказа Ивану Бездомному. Случайно выиграв большую сумму, скромный музейный сотрудник смог обеспечить себе невиданный по тем временам уровень уединения и личного пространства. Большинство простых москвичей ютились в переполненных коммуналках, занимая одну комнату целой семьей. А одинокий Мастер снял «две комнаты в подвале маленького домика в садике».

12 апреля 2023 года. Дом № 9 в Мансуровском — он одноэтажный, деревянный Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
12 апреля 2023 года. Дом № 9 в Мансуровском — он одноэтажный, деревянный Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

«— <...>совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, — почему-то особенно горделиво подчеркнул он. — <...>И в печке у меня вечно пылал огонь!» Здесь многое совпадает с описанием дома Топлениновых: не только полуподвал и комната с печкой, но и тот самый умывальник. Бывшая жена Сергея Топленинова, Мария Нестеренко, много лет спустя вспоминала обстановку дома в разговоре с булгаковедом Мариэттой Чудаковой и не могла не упомянуть это чудо комфорта.

«Слева была печка, рядом с ней — большой фарфоровый белый умывальник. Это все оборудовал Сергей Сергеевич, когда мы поселились, и сам достал этот умывальник и действительно очень им гордился — все ведь умывались тогда в общих кухнях, ваннах (видимо, имеется в виду «ванных». — «МЦ»), а у нас умывальник был свой». Впрочем, авторы «Акта государственной историко-культурной экспертизы...», сделанной для реставрации, призывают отнестись к этому свидетельству осторожно: «Некоторые детали воспоминаний М. Г. Нестеренко могли быть задним числом подогнаны под описание квартиры в романе». Зато в документе обращается внимание на бесспорное совпадение других реалий. Из двух комнат Мастера та, что побольше, была «громадная..., четырнадцать метров». Булгаков почти не ошибся: по современным замерам, пятнадцать.

Мемориал от художника

В 1980-е годы обветшавший дом был отреставрирован жившим в нем тогда художником Владимиром Алексеевичем Курским (1917–1985). Комнату, где в свое время ночевал Михаил Афанасьевич, Курский даже оформил как мемориальный уголок. Однако после смерти художника его наследникам стало не до памяти о Булгакове.

В 2007 году дом в Мансуровском был взят на государственную охрану, в 2015-м — зарегистрирован в качестве культурного объекта регионального значения. Сейчас на здании установлена памятная доска с именами прежних владельцев и с указанием того, что в 1926–1932 годах там бывал Михаил Булгаков.

На фото руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов
На фото руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Небольшой деревянный домик в Мансуровском переулке обладает большой мемориальной ценностью и играет важную роль в архитектурном облике района Хамовники. Фасады здания сохранили композицию и оформление конца XIX — начала ХХ века в стиле эклектики. Реставраторы сделали интересную находку: на дверных ручках были обнаружены клейма фабрики Субботина, их расчистят и отреставрируют.

СПРАВКА

Специалистам предстоит расчистить кирпичную кладку стен подвального этажа, привести в порядок белокаменный цоколь и фасад. Кроме того, будут отреставрированы слуховое окно и кирпичные дымовые трубы, заменено покрытие кровли. Часть сгнивших бревен деревянного сруба планируется бережно заменить. Внутри особняка восстановят лестницу, ведущую на цокольный этаж, отреставрируют изразцовые печи на первом этаже, карнизы, оконные наличники и подоконники.

Новости партнеров