Опрос

В России 8 июля отмечается День любви, семьи и верности, а 13 июля — День Московского транспорта. А Вы знаете, на какой станции метро можно устроить церемонию бракосочетания?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

«Белое солнце пустыни»: Марокканский король завидовал Сухову

file6ecciaik3ok1bssp4lu9
file6ecciaik3ok1bssp4lu9
фото: kinopoisk.ru

Ровно 46 лет назад, в 1970 году, на советские киноэкраны вышел фильм «Белое солнце пустыни». Картина стала визитной карточкой режиссера Владимира Мотыля, который всегда называл ее «мистической» и поначалу даже не хотел браться за съемки. «Москва.Центр» решила разобраться, почему «Белое солнце пустыни» стало мистическим для всей съемочной группы.

Образ Сухова

Образ красноармейца Сухова изначально писался под актера Георгия Юматова. В то время он был звездой советского кинематографа, но за день до начала съемок ввязался в серьезную драку и из-за синяков на лице не смог сниматься. Владимир Мотыль решил пригласить на главную роль Анатолия Кузнецова, которого сам же забраковал на пробах. Позднее режиссер ни разу не пожалел о своем выборе. Однажды обаяние и харизма Кузнецова даже спасли картину от угрозы закрытия: советские чиновники обвинили Мотыля в том, что он снимает непатриотическое кино и приостановили съемки. И только Кузнецов смог уговорить главного редактора Мосфильма продолжить производство. Поговаривали, что женщина была тайно влюблена в актера и потому не смогла ему отказать.

Желание играть - сильнее болезни

Вопрос о том, кто будет играть таможенника Верещагина, был решен Мотылем еще в процессе чтения сценария. Режиссер не рассматривал никого, кроме Павла Луспекаева. Мало кто знал, что незадолго до съемок актер перенес сложнейшую операцию – ему ампутировали стопы обеих ног. Но желание играть оказалось сильнее болезни: актер самостоятельно выполнял все трюки, лишь в сцене боя на баркасе за борт «отправили» ноги дублера.

Сколько жен в самый раз? Три или одна?

Женские роли в картине, напротив, сыграли непрофессиональные актрисы. Гарем Абдулы искали по всему Советскому Союзу: одна жена должна была быть полной, другая – под два метра, а третья – с настоящими усами. Роль Катерины Матвеевны, настоящей русской красавицы, сыграла режиссер популярной в то время телепередачи «Кинопанорама» Галина Лучай. Мотыль встретил ее в коридорах Ленфильма и сразу предложил принять участие в съемках. Однако существенный недостаток новоиспеченной актрисы он увидел позднее – у Галины были слишком стройные ноги. В итоге в знаменитой сцене перехода ручья, зритель видит ноги дублерши.

Сидя в яме по 12 часов

Во время съемок фильма происходило много курьезных случаев. По воспоминаниям исполнителя роли Абдуллы, Кахи Кавсадзе, во время съемок сцены со стрельбой лошадь сильно испугалась звуков выстрелов и поэтому крупный план пришлось снимать сидя на шее у ассистента режиссера, который имитировал прыжки коня. Самой сложной оказалась роль Саида: большую часть съемок Спартак Мишулин был по горло закопан в раскаленном песке. Сидеть в яме актеру приходилось по двенадцать часов, и даже во время перерыва его не откапывали, чтобы не тратить время. А один раз актера чуть не затоптал верблюд. К счастью, съемочной группе удалось вовремя остановить животное, а сам актер впоследствии со смехом вспоминал этот случай.

Укус змеи

Однако не все подобные ситуации хорошо заканчивались. Во время съемок произошли две трагические смерти актеров массовки: один упал с лошади, другой погиб от укуса змеи. После этого из Москвы вылетела специальная комиссия по расследованиям - картина снова была на грани закрытия. На этот раз ситуацию спас исполнитель роли Петрухи, Николай Годовиков: молодой актер, переодевшись в женский наряд, смог рассмешить членов комиссии и договориться с ними о продолжении съемок.

Вернешь часы - получишь роль в кино

Интересен еще один случай: во время съемок в Дагестане местные жители по ночам растаскивали реквизит съемочной группы. Однажды они даже смогли украсть знаменитые часы Сухова, без которых Мотыль отказался продолжать съемки. Поймав и лично побеседовав с одним из воришек, режиссер обещал ему роль в фильме в обмен на часы. Вернув украденное, молодой человек получил роль одного из членов банды Абдуллы.

Спасите гарем

Как уже говорилось, картину не раз закрывали, а после завершения съемок она и вовсе долгое время пылилась на полках Мосфильма из-за отказа режиссера внести в нее около 27 поправок. Мотыль согласился изменить лишь концовку (финальной была сцена, где спасенные женщины оплакивают своего убитого мужа) и название (рабочее - «Спасите гарем»). Однако и здесь судьбу фильма решил случай: известный любитель кино Леонид Брежнев позвонил в хранилище Мосфильма и попросил привезти к себе на дачу какой-нибудь захватывающий фильм. Именно после этого картина начала свое шествие по миру. Единственной страной, в которой картину запретили к показу, стала Марокко. Как шутили в актерских кругах, марокканский король с двумя женами просто позавидовал Сухову.

Новости партнеров