Белые кораблики
Куда отправиться на прогулку по Москве-реке в этом году
Полагаем, не будет большого греха, если мы забежим чуть вперед.
На неделю. Ведь именно 22 апреля от пристани на Пушкинской набережной под звуки кадетского морского оркестра отправится в свой первый рейс свежеокрашенный речной трамвайчик.
Первые речные пассажирские пароходы появились в Москве без малого 130 лет назад: в 1887 году по воскресным и праздничным дням «уважаемую публику» возили по Москве-реке, которая в то время, да и полвека спустя, была весьма капризной: то все Замоскворечье затопит, то ее курица вброд перейдет.
Можно упомянуть еще и первые маршрутные пароходики — «речные трамвайчики» начали подвозить рабочий люд на работу: самыми востребованными маршрутами были «Каменный мост — Заозерье» и «Дорогомиловский мост — завод АМО».
Коренным образом ситуация изменилась в конце 30-х: система шлюзов Канала имени Сталина напоила Москвуреку, сделав ее полноводной вне зависимости от времени года. Ну а Москва стала портом пяти морей. Из ее портов можно было отправиться и на север — в Ленинград, и на юг — в Астрахань. Ну а Москву пронизывал сквозной маршрут от Северного порта до Южного.
В 1948 году появились речные трамвайчики «Москвич», которые за характерную форму и низкую посадку прозвали «утюгами».
Нещадно чадя дизелями — нахождение на верхней палубе могло считаться подвигом, — они не торопясь передвигались вверх и вниз по течению. Некоторые из них, например те, что обслуживают рейс «Коломенское — Марьино», до сих пор на плаву.
На смену «Москвичу» в 1969 году пришла «Москва» — более просторная и вместительная. Да «Ракеты» до середины 80-х на Москве-реке не были редкостью.
В очередной раз ситуация изменилась в конце 80-х — начале 90-х. «Длинные» маршруты перестали быть коммерчески интересными, да и два часа под тарахтящий двигатель мало кто выдерживал. Шлюзовая система поделила пассажирскую навигацию на три независимых отрезка. Выше Северного речного порта — по водохранилищам Канала имени Москвы, по самой Москве — от Киевского вокзала до Котельнической набережной, и ниже Южного речного порта.
В общей сложности пассажиров обслуживают более 160 судов — от простеньких «Москвичей» и плавучих баров до ледокольных всесезонных яхт.
Билет на прогулку до любого причала в одном направлении для взрослого — 550 руб лей, для ребенка от 6 до 13 лет — 400 рублей, детям до 6 лет — бесплатно.
Прямая речь
Светлана Гончарова, представитель Московского речного пароходства:
Как и всегда, каждый год мы вводим значимые новинки. 29 апреля, после открытия малой речной навигации в центре Москвы, стартует и большая речная навигация. Большие пароходы отправятся в рейсы по Москве-реке.
Из центра Москвы можно будет отправиться на сотни километров. Для детей и взрослых на борту приготовлено множество развлекательных программ.