Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Бесконечность тонких линий

5 февраля. Вдова Александра КонстантиноваНаталья Романова на открытии выставки «От линии до архитектуры», где представлено более ста его работ. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
5 февраля. Вдова Александра КонстантиноваНаталья Романова на открытии выставки «От линии до архитектуры», где представлено более ста его работ. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
5 февраля. Вдова Александра КонстантиноваНаталья Романова на открытии выставки «От линии до архитектуры», где представлено более ста его работ. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
5 февраля. Вдова Александра КонстантиноваНаталья Романова на открытии выставки «От линии до архитектуры», где представлено более ста его работ. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась необычная ретроспективная выставка Александра Константинова. Конструктивистские полотна и минималистские архитектурные конструкции этого художника будут интересны всем, кто пытается открыть в себе третий глаз или попасть в шестое измерение.

Одна из первых персональных выставок Константинова как представителя сонма современных авторов была организована именно в Новой Третьяковке в 1992 году. К сожалению, мастера не стало в 2019-м. Но он успел оставить богатое творческое наследие, с которым нам еще долго придется разбираться. Каждая его работа — будь то локальный графический пейзаж или масштабная инсталляция — подобна математической задачке. А как могло бы получиться иначе у доктора математических наук, профессора кафедры прикладной математики Московского университета электроники и математики?!

Часть лучшего На организованной выставке представлены около 100 произведений Александра Константинова: постарались друзья, близкие, бывшие коллеги. Это, например, довольно известный его проект «Мишень», целая серия «схем-конструкций», воспроизводящая листы миллиметровых бумаг и канцелярских формуляров, и малоизвестные ранние графические полотна. «Черно-белый пейзаж», «Деревья», «Опушка леса» — разглядывать их можно очень долго, потому что каждое обладает почти непреодолимым магнетизмом. И невозможно словами передать каллиграфическую точность изображения, ее нужно впитывать и восхищаться. Ведь все эти линии-струи выполнены до невозможности уверенной четкой человеческой рукой.

— Он обладал невероятной работоспособностью, но и получал колоссальное удовольствие от того, что проводил эти бесконечные тонкие линии, — попыталась объяснить феномен творчества Константинова его вдова Наталья Романовна. — Работая, он слушал музыку, в последнее время предпочитал барочную. Но ему близок был и композитор Владимир Мартынов. В творчестве любил минимализм, и музыка притягивала такая же.

Фантастический внутренний мир мастера Александра Константинова позволял ему удачно экспериментировать с гравюрой на меди, причем в цвете. Работы в этой технике также можно увидеть здесь.

Вдова призналась, что одно время, наблюдая за рабочим процессом супруга, считала его похожим на скрупулезных, трудолюбивых японцев.

— Но когда мы посетили Японию, я поняла, что и их он обогнал в своих трудовых способностях. Он как-то сказал мне, что он «старый русский», — загадочно сообщила Наталья Романовна, — художник возрождения, 

В интерьерах улиц и парков 

Продолжая тему абстрактного беспредметного искусства, о состоявшихся масштабных проектах-инсталляциях Александра Константинова напомнила куратор выставки, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова.

— Почти к каждой его работе нужно относиться как к некоей матрице, которую ты можешь наполнить любым содержанием. Это-то нас и очаровывает, — подчеркнула Ирина Горлова. Когда Константинова стали заказывать международные архитектурные бюро, его смелые идеи воплотились в абстрактных архитектурных ансамблях.

— В Люксембурге туристы обязательно посещают как будто бы переливающуюся всеми цветами электростанцию ECCO, построенную по его проекту. Почти парящие в воздухе автобусные остановки Константинова украшают улицы японского города Сузу. В штате Массачусетс, США, скульптурные композиции нашего художника преобразили частный парк. Представьте, на скошенной лужайке белеют камни. Это он как бы сделал проекцию облаков на землю, — начала только перечислять Ирина Горлова.

Сотни работ Константинова сумели выйти за пределы его мастерской, даже не задержавшись на выставках. Вот и в Москве многим уже отогрели душу его «Цветные деревья», выставленные в парке Малевича Одинцовского городского округа всего в нескольких километрах от столицы. Были у Константинова и временные проекты, например известные как «скотчевые». О многих его творческих находках сегодня свидетельствуют многочисленные фотографии. Новая Третьяковка предлагает познакомиться и с ними. 

СПРАВКА 

Александр Александрович Константинов (14 декабря 1953 — 20 мая 2019), российский художник и архитектор (графика, скульптура, художественные и архитектурные объекты). Доктор математических наук, профессор кафедры прикладной математики Московского института электронного машиностроения с 1970 по 1980 год. В 1987 году он вошел в творческое объединение «Эрмитаж». В 90-е годы вел художественные поиски, в основу которых легли понятия пространства, плоскости, фактуры.

НА ЗАМЕТКУ 

В 2006 году в рамках празднования 150-летия Третьяковской галереи работа Александра Константинова «Блуждающие стены» преобразовала вход в здание музея на Крымском Валу. За вторжением его «гравюр» из скотча в общественное пространство последовало создание арт-объектов из дерева и алюминия для городских и частных парков, а затем — работа в качестве архитектора. Работы мастера находятся в собраниях Третьяковской галереи, Центра современного искусства, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музея «Царицыно». Выставка Александра Константинова «От линии до архитектуры» проходит в Третьяковской галерее с 6 февраля по 26 мая. 

Новости партнеров