Бесслезный плач человека-волка
О «прекрасном чудовище» Зигмунде Фрейде и его знаменитом больном.
В Театре «У Никитских ворот» 23 мая состоялась премьера спектакля «Человек-волк» в постановке художественного руководителя Марка Розовского. Он же – автор написанной в Барселоне пьесы о самом знаменитом пациенте доктора Фрейда - «человеке-волке». Основатель психоанализа оставил книгу, в которой рассказывает о русском эмигранте «первой волны» Серже Панкееве (в спектакле Серже Пантелееве), которого с детства преследует дикая, звериная сущность волка. Фрейд вылечил этого несчастного, но страшные потрясения 20 века - фашизм, террор, национализм - систематически превращали нашего аристократа в животное. Любопытно, что Сержа играет известный спортивный комментатор Александр Масалов. У его героя тоже есть хобби – живопись, которую ему прописывает в качестве терапии Зигмунд Фрейд. В живописи он создает свою идеалистическую реальность. Так было на самом деле, пейзажи присутствуют и в постановке Розовского. Волки тоже есть на картинах, но к финалу, когда уже весьма зрелый Серж вновь влюбляется в ассистентку доктора Гарднер Розмари (актриса Линда Лапиньш), волки исчезают из его мира. Нетрудно догадаться, что доктор Гарднер, к которой приходит лечиться Пантелеев, была влюблена в демонического Зигмунда. Судя по описанию доктора Гарднер, Фрейд не был таким уж «честным врачом», как его представляет Жан-Поль Сартр в своем знаменитом сценарии «Фрейд». Самое интересное, что и у Фрейда, за которым небесстрастно наблюдала годами его ученица и коллега Гарднер, присутствуют черты зверя. Она любезно называет его «прекрасным чудовищем», авантюристом и шарлатаном». Только Фрейд возразить не может – его уже давно нет (и в спектакле о Фрейде только говорят).
Марк Розовский в интересной, тонкой, психологической постановке делает акцент на духовном начале человека, на способности прислушиваться к голосу разума и совести. Серж, одержимый инстинктами волка, даже под взрывами бомб (фашисты захватили Вену) искал красоту, любовь и веру. Он любил по-настоящему и страдал по-человечески. Он не плакал, потому что «у волков нет слез». Да, и время было такое, что от горя можно было утонуть в слезах.
Марк Розовский после премьеры в интервью «Москва.Центр» рассказал о своей постановке:
- Мой спектакль скорее фэнтези, чем инсценировка книги Фрейда «Человек-волк». Признаюсь, что эта история меня заинтересовала во многом потому, что «человек-волк» - русский эмигрант Серж Панкеев, которого вывезли родители в Европу после революции 1917 года.