Богатырь дуба не боится
Реставратор Музея имени Тропинина района Якиманка поделился тонкостями своей работы
Антикварная мебель, созданная выдающимися мастерами несколько сотен лет назад, нуждается в тщательном уходе. «МЦ» встретилась с Константином Казаченко — одним из лучших реставраторов Москвы, сотрудником Музея имени Тропинина, который умелыми движениями своих рук вдыхает жизнь в уникальные предметы старины.
Говорят, что от судьбы не уйдешь. И не убежишь — все равно настигнет, рано или поздно. Москвич Константин Казаченко убедился в этом на собственном опыте. Долгие годы он работал в одном из министерств РФ (название Казаченко попросил не указывать), пока однажды не понял — заниматься бумажной работой — не его. Мужчина решил обратиться за советом к своей супруге, сотруднице Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
— Она-то и напомнила мне, что когда-то я очень любил работать с деревом, — вспоминает Константин Константинович. — И предложила кардинально поменять профессиональную сферу деятельности — заняться восстановлением старинной деревянной мебели. Сказала, что видит во мне потенциал. К большому удивлению Казаченко, супруга оказалась права. Новому ремеслу он научился быстро — буквально схватывал все на лету.
Безусловно, помогло образование, полученное в Московском государственном строительном университете, и имеющиеся у него навыки. Но этого было недостаточно. Казаченко читал специализированную литературу и консультировался у реставратора Бориса Серафимовича Сергеева из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Вскоре за москвичом закрепилась репутация профессионала. Правда, глядя на могучую фигуру и мускулистые руки реставратора, трудно представить, что этот человек занимается такой тонкой и кропотливой работой. Кажется, возьмется он за раму, а она может и не выдержать его богатырской силы. Но с антикварной мебелью Константин Константинович обращается трепетно — знает, какую ценность держит в руках. Работа реставратора, по словам Константина Константиновича, требует самоотречения. Ведь реставрация одного предмета может длиться несколько месяцев и даже лет. И пока она не завершена, весь мир вращается только вокруг этого объекта.
Казаченко реставрирует разную мебель — стулья, кресла, комоды, рамы. Почти всем предметам — несколько сотен лет. Про стоимость мастер тактично умалчивает. Но догадаться, сколько стоит, к примеру, старинная рама в стиле рококо, которую он сейчас реставрирует, нетрудно. Речь может идти о сотнях тысяч рублей. Как только мастер получает предмет, то тщательно его осматривает. Только после этого приступает к работе. Тяжелее всего, по его словам, реставрировать изделия из дуба, легче всего — из липы.
— Часто в процессе возникают сложности, связанные с плохим качеством материалом, — негодует Казаченко. — Или клей плохой, или гипс рассыпается на глазах. Но главная беда современности — нехватка хороших реставраторов. — Для многих на первом месте — деньги, а не результат, — убежден Константин Константинович. — У настоящих профессионалов совсем другое кредо — отреставрировать предмет так, чтобы он продержался еще 50 лет как минимум!