Больше, чем просто архитектор
В Музее архитектуры имени А. В. Щусева открылась выставка «МЕЛЬНИКОВ/ MELNIKOFF» — первый за несколько десятилетий большой проект, посвященный архитектору Константину Мельникову (на фото).
Проект готовили шесть лет, в результате получилось масштабное исследование жизни и творчества одного из самых необычных архитекторов своего времени.
Уникальность Мельникова в том, что он был больше, чем просто архитектор. Он смело заходил на чужую территорию, проектируя инженерные конструкции, транспортные и логистические решения.
Впрочем, несмотря на всю гениальность идей, в СССР Мельникова критиковали. Особенно это давление усилилось в середине 30-х годов. «В Москве, в Сокольниках, существует Клуб имени Русакова, построенный по проекту архитектора товарища Мельникова. Это уродливое и неудобное сооружение, похожее на всех чертей», — если так отозвался о проекте Мельникова Никита Хрущев, то легко представить, что говорили другие. И мастер потихоньку отошел от архитектуры, переключившись на живопись. Оценить «архитектурные излишества» Мельникова и увидеть его живопись можно до 23 января. Куратор выставки Анна Кистанова рассказала «МЦ», на какие пять самых интересных работ Константина Мельникова гостям экспозиции стоит обратить особое внимание.
— В первую очередь это фрагмент оригинального перекрытия Дома Мельникова 1929 года, — показывает она. Этот экспонат попал в коллекцию музея в 1990-е годы. Во время первой реставрации Дома Мельникова было решено заменить крышу северного цилиндра, и тогда же часть мембранного перекрытия экспериментального дома архитектора предложили сохранить. Не менее интересен и макет гаража для 1000 машин над рекой Сеной в Париже. В 1925 году Мельников на Международной выставке во Франции получает заказ от мэрии города на строительство гаража. Архитектор создает несколько эскизов. И несмотря на то, что проект реализован не был, для выставки макетная мастерская создала модель гаража по трем эскизам. Если говорить о самых интересных экспонатах, то нельзя не упомянуть живопись Константина Мельникова и его павильон на V Триеннале в Милане 1933 года.
— Сотрудники музея по одной фотографии воссоздали павильон архитектора на знаменитой выставке, — говорит Анна. Увидят гости экспозиции и первый вариант стеклянного саркофага для тела В. И. Ленина. 22 февраля 1924 года Мельников участвует в конкурсе на лучший проект вместилища тела вождя и даже выигрывает его. Но в итоге саркофаг изготовили другой формы. Проект Мельникова дошел до нас лишь в набросках и словесном описании, на основе которых мастерская создала макет саркофага.