Опрос

9 февраля 1872 года был основан Государственный исторический музей. А Вы знаете, в каком году там появилась первая экспозиция?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Будущее уже наступило

Студентка Сеченовского университета Анаит Манукян с картинами, вдохновленными Фридой Кало. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Студентка Сеченовского университета Анаит Манукян с картинами, вдохновленными Фридой Кало. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Студентка Сеченовского университета Анаит Манукян с картинами, вдохновленными Фридой Кало. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Студентка Сеченовского университета Анаит Манукян с картинами, вдохновленными Фридой Кало. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Нейросети давно начали вливаться в нашу повседневную жизнь. Электронные алгоритмы сочиняют стихи, управляют техникой и обыгрывают гроссмейстеров в шахматы. А еще создают кукол и рисуют, как великие художники прошлого. О том, на что в столице способен искусственный интеллект уже сегодня, узнали корреспонденты «МЦ».

В выходные в Гостином Дворе прошла выставка «Искусство куклы». Этот вернисаж точно войдет в историю, ведь на нем были представлены первые в мире куклы, созданные нейросетью. Автором идеи выступила художница Ирина Мызина. Для нее работа с искусственным интеллектом — часть повседневной жизни. Ирина провела экскурсию по выставке, рассказала об истории появления кукол и их магическом предназначении:

Самые старые куклы-обереги, представленные на выставке в Гостином Дворе. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Самые старые куклы-обереги, представленные на выставке в Гостином Дворе. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

— Еще давно, когда человек долгое время находился один, ему нужен был компаньон и собеседник, — рассказывает она. — Видя что-то, сделанное по образу и подобию человека, морально становилось легче. И потому во многих традициях, в том числе и в русских, первые куклы были обереговыми. Им молились, с ними совершали обряды. Но чаще всего они были без лица. Считалось, что как только у куклы появляются глаза, нос, рот и уши, то в ней поселяется душа. А какое у нее будет намерение — неизвестно. Люди создавали обереговые куклы как для себя, так и для близких. Кто-то обращался к ведьмам и шаманам, а кто-то самостоятельно мастерил игрушку и вкладывал в нее всю свою любовь, искренне веря, что она защитит родного человека.

— При этом оберег не обязательно должен быть рядом с тем человеком, которому он предназначен. Главное — посыл, который заложен в этой кукле, — утверждает Ирина.

Медведи электрические и королевские

Ирина показывает обычного, на первый взгляд, медведя.

— Таких мишек начали выпускать в 1905 году, тогда как раз был бум электричества. У него в глазах — настоящие лампочки. Эдакий мишка-Тесла, — показывает Ирина Мызина.

В мифологии медведь всегда был особым героем. Сильный, суровый хозяин леса. Люди поклонялись ему и просили о защите. Задобренное животное часто становилось верным охранником. И сейчас маленький медвежонок в детской кроватке — это защитник малыша.

— Одной шестилетней девочке на день рождения подарили вот такого медведя, — Ирина указывает на игрушку на стенде. — Это была семейная традиция. А именинницей была Елизавета II, будущая королева Англии.

А со стенда Ирины выставку разглядывает другой мишка. Гости гадают — он космонавт? Или художница вдохновлялась стилем «киберпанк?» Ответ прост: этого медведя создала нейросеть.

— Я работала с нейронной сетью, которая выдавала мне подходящий результат по моему текстовому запросу, — объясняет она. — Так мы придумали свыше 300 образов. И из них я выбрала этого мишку и куклу. Дальше работала сама — в программе сделала модель этих героев и распечатала их на 3D-принтере.

Но эти двое — не единственные экспонаты на этой выставке, созданные в необычном тандеме. По всей стене развешаны портреты кукол и различных плюшевых медведей. Кажется, что это фото, но Ирина уверяет: эти картины — творчество нейросети. Да еще и не одной. Художница наводит камеру смартфона на картину — и в экране телефона оживают куклы! Они разговаривают с гостями, двигаются и улыбаются. Обстановка вокруг них тоже меняется — где-то добавляется музыка, где-то меняется свет…

— Эту идею я дорабатывала уже в другой нейросети, — говорит Ирина. — Получилась дополненная реальность. Обычно художники стараются что-то перенести в метавселенную, а я, наоборот, стараюсь из нее что-то вынести в реальный мир.

Художества нейросети

А студенты Сеченовского университета смогли совместить нейронную систему, искусство и медицину. Идея такого необычного применения нейросети пришла в голову Эдуарду Фартушному, преподавателю нейрохудожников.

— У нас по нескольким программам обучения есть предмет «Нейронные сети». Студенты, наслушавшись всяких сложностей в теории, научились создавать немыслимые вещи. Они учили нейросеть выявлять клетки малярии, изучать кожные покровы человека и болезни легких. Для нейросетей это сложноформулируемые задачи: человек на глаз такое не всегда определит, а сеть — должна, — рассказывает Эдуард Николаевич. — Мы решили устроить для ребят небольшую разрядку и объявили художественный конкурс. Условие — итоговые работы должны носить медицинский характер.

Для «МЦ» студенты с помощью нейросети создали картину с изображением башен «Москвы-Сити» — одной из визитных карточек ЦАО
Для «МЦ» студенты с помощью нейросети создали картину с изображением башен «Москвы-Сити» — одной из визитных карточек ЦАО

Сейчас нейронные картины украшают учебный корпус. Анаит Манукян, любуясь своей работой, рассказывает: ее вдохновением стала Фрида Кало.

— Меня цепляет ее творчество, — признается девушка. — За основу для своей картины я взяла ее автопортрет и изображение скелета по грудь. Глядя на свою работу, часто ловлю себя на мысли: если бы не знала про нейросеть, то подумала бы, что рисовала сама Фрида.

В качестве эксперимента специально для «МЦ» сеченовцы с помощью нейросети создали уникальную картину на основе изображения одной из визитных карточек ЦАО — высоток «Москвы-Сити».

— Нейросети и их обучение уже стали частью нашей обычной студенческой жизни, — смеется Анаит, — но все же есть какой-то трепет от того, что некогда фантастическое вдруг стало простым и доступным каждому. Будущее потихоньку превращается в настоящее.

Новости партнеров