Черные пуанты, танцевальные перформансы и великий Дягилев: Новая Третьяковка открыла двери на главную выставку сезона в «Ночь искусств»
Невероятный танцевальный перфоманс, уникальные исторические экспонаты и яркие артефакты из мира русского балета — все это о Всероссийской культурно-просветительской акции «Ночь искусств» в Новой Третьяковке. В этом году программу посвятили главной выставке сезона — «Дягилев. Генеральная репетиция».
В экспозиционном пространстве вниманию гостей представили самые яркие работы русского театрального деятеля Сергея Дягилева, эскизы художников Наталии Гончаровой и Михаила Ларинова к постановкам, а также костюмы танцоров и многое другое. Корреспондент сайта газеты «Москва.Центр» отправилась на выставку, где прикоснулась к удивительному миру балетного искусства.
Имя Сергея Дягилева на слуху даже у тех, кто никогда не интересовался искусством балета и оперы. Человек, который в начале XX века ввел в Европе моду на все русское, поражая западную публику невероятно яркими, авангардными спектаклями, во многом повлиял на развитие не только отечественной, но и мировой культуры.
Знаменитые «Русские балеты» Сергея Дягилева совершили настоящий прорыв в театральной сфере, их танцовщики и хореографы создали балет ХХ века, а художники определили принципы оформления спектаклей, актуальные и сегодня.
Выставка не ставит целью охватить всю историю антрепризы. Однако в ней прослежены ключевые этапы деятельности «Русского балета» Сергея Дягилева, эволюция репертуара, поиски и трансформация стиля постановок. Экспозиция соединяет разновременные эпизоды, демонстрируя те спектакли, которые на сегодняшний день Новая Третьяковка имеет возможность представить зрителю с наиболее выигрышной стороны.
Создание выставки, или главная сенсация Новой Третьяковки
Экспозиция приурочена к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева. Ее открытие стало возможным благодаря приобретениям музея за последние три года. За рубежом специалистам удалось получить уникальную коллекцию из 20 сценических костюмов к балетам первых «дягилевских» сезонов. На выставке представлено 13 из них, среди которых знаменитые черные пуанты Тамары Карсавиной и сапоги половецкой девушки к балету «Половецкие пляски».
Черные пуанты Тамары Карсавиной, созданные для роли Коломбины в спектакле «Карнавал», стали новым экспонатом Третьяковки. Если раньше привычно было танцевать в пуантах телесного цвета, то черные пуанты Тамары Карсавиной изображали именно туфли как неотъемлемую часть костюма Коломбины. По словам куратора экспозиции Евгении Илюхиной, именно этот экспонат стал основным акцентом и главной сенсацией.
Сама балерина Тамара Красавина, еще полвека назад, на одной из выставок, посвященных «Русским сезонам» Сергея Дягилева в России, сказала: «Дягилев был бы доволен. Здесь есть его дух». Создатели экспозиции «Дягилев. Генеральная репетиция» постарались сделать все, чтобы у зрителей были те же ощущения.
Удивительно, что выставку создали за очень короткий срок. Организаторам потребовалось всего пять месяцев. Научные сотрудники в течение этого времени полностью пересмотрели архив музея, подготовили новые экспонаты, отреставрировали старые афиши. Оформлением пространства занимался Сергей Чобан, российский и немецкий архитектор.
— Экспозиция дает возможность оказаться по ту сторону занавеса, за кулисами, открыть для себя мир репетиционных залов, декорационных и пошивочных цехов, гримерных — прозу балетных будней, — поделилась Евгения Илюхина.
Кстати, это уже второй подход музея к теме «дягилевских» сезонов: в 2009 году Государственная Третьяковская галерея организовала крупную выставку «Видение танца».
Сейчас выставку сопровождает обширная образовательная программа. Для посетителей специально выпустили издание «Дягилев. Генеральная репетиция», которое является своеобразным путеводителем по экспозиции, где текстовый материал повторяет ее структуру, рассказывает о самых редких и уникальных фактах из балетной истории.
Каждый зал посвящен одному или нескольким балетам, таким как: «Весна священная», «Русские сказки», «Полуночное солнце», «Шут», «Синий Бог», «Шехерезада», «Испания Триана», «Половецкие пляски», «Литургия», «Свадебка» и «Жар-птица».
— Нынешняя выставка — настоящая «генеральная репетиция» будущего именного зала, точнее, исследовательского центра Сергея Дягилева, который откроется в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу после его реконструкции. Хочется верить, что пусть и спустя годы, осуществится мечта Дягилева о возвращении в Россию, — подчеркнула Евгения Илюхина.
В состав экспозиции вошли 13 сценических костюмов, более 200 графических произведений, фотографии, материалы отдела рукописей Третьяковской галереи. Еще на пространство выставили архивные документы из балетной библиотеки Михаила Ларионова. Это огромное наследство, которое Третьяковка получила не так давно от последней жены Ларионова по завещанию художника. Михаил Ларионов очень хотел, чтобы эти работы все-таки вернулись в Россию.
Выставка стилизована под театральное пространство. В первом зале занавес как бы отделяет посетителей от зрительного зала. Там представлены редкие сохранившиеся афиши «Русских сезонов», визитки артистов, книга с либретто с пометками Сергея Дягилева. А последний зал стилизован под репетиционную комнату: зеркальная стена, балетный станок, часть декорации.
Солнечные диски, солярные знаки и свадебные обряды
В «Ночь искусств» посетители Новой Третьяковки увидели уникальные фотографии с репетиций и выступлений, различные эскизы костюмов ведущих танцоров России и познакомились с историей создания театральных балетных постановок. Ради уникальных артефактов некоторые гости приехали из других городов.
— Меня с детства интересует тема балета. Сама много лет отдала ему. Очень понравилось, что в выставке прослежены ключевые этапы деятельности «Русского балета». Рисунки костюмов завораживают, а старые фотографии рассказывают особенную историю , — рассказала посетительница выставки Кристина Силкина, приехавшая из другого города.
Так, для балета «Полуночное солнце» хореографию поставил Михаил Ларинов. Тема постановки — языческий праздник проводов зимы и приветствие теплых дней. Именно эту идею заложили в основу оформления спектакля. Над сценой художник поместил декоративный элемент в виде горизонтальной полосы с восемью красными символами света, которые должны были вращаться, вводя в декорацию динамическую составляющую. По задумке автора, солнечные диски украшали рукава костюмов танцовщиков.
На фотографии мы видим актеров. Изображение черно-белое, но по задумке художников яркий цвет костюмов усиливался за счет включения сверкающих деталей, а именно — солярных знаков из фольги, наклеенных поверх рубашек. На представленных фотографиях фигуры персонажей даны в стремительном движении. За счет этого ярко отразились хореографические поиски самого костюмера.
— Больше всего меня впечатлила история постановки «Полуночное солнце». Возможно, я нашла там какие-то отголоски себя. Эскизы костюмов меня заворожили, а декорации повергли в приятный шок. Хотелось бы увидеть все это вживую, — рассказала посетительница выставки Валерия Войтенко.
Гостям открыли тайны создания балета «Свадебка». Над оформлением постановки художница Наталия Гончарова работала 8 лет, создав более 80 эскизов. Мастер разработала свой проект по сборнику народных песен Петра Киреевского, где описаны варианты свадебных обрядов различных губерний России. Костюмы и декорации Наталии Гончаровой вдохновлены росписями, образцами резьбы, вышивок, кружев творцов отечественных регионов.
Эффектное оформление было забраковано хореографом балета Брониславой Нижинской как «нетанцевальное». Чтобы найти выход из ситуации, художница начала посещать репетиции танцоров. В итоге был найден компромисс: простая крестьянская одежда — сарафаны и рубахи, напоминающие репетиционный костюм артистов балета. Помимо этого, к балету были нарисованы красивые декорации, которые состояли из нескольких деревянных помостов, панелей-задников и закрывающего их холста. Они стали символом завершения «живописного» периода оформления балетов «дягилевской» антрепризы.
Еще Наталья Гончарова работала над костюмами артистов одного из самых знаменитых спектаклей — «Золотой петушок» — по сказкам Александра Пушкина. В «Ночь искусств» гости смогли рассмотреть костюм Звездочета. Современный бархатный брючный комбинезон дополнен покрывалом в виде звездного неба. Звезды выполнены по-разному: некоторые с помощью вышивки и аппликации, другие посредством живописи — акварельными разводами по шелку.
— На выставке было очень много посетителей. И это на самом деле очень хорошо. Присутствовало много молодежи. Очень радует, что ребята интересуются культурной историей нашей страны, — рассказала посетительница выставки Полина Калюта.
В «Ночь искусств» выставка открыла тайны оформления постановки «Синий Бог». Костюмы для спектакля создал известный российский художник Лев Бакст. На экспозиции представлены оригинальные совершенно нетрадиционные индийские костюмы в его исполнении. Балет не имел коммерческого успеха, и, возможно, именно поэтому костюмы хорошо сохранились, практически в первозданном виде.
Танцы в Новой Третьяковке
Ключевым событием «Ночи искусств» в Новой Третьяковке стал хореографический перфоманс. Масштабное танцевальное мероприятие подготовили специально для участников акции.
Танцевальные перфомансы разработали современные хореографы по мотивам трех балетных постановок «Русского балета» Сергея Дягилева — «Послеполуденный отдых Фавна», «Весна священная» и «Петрушка».
Работа «Послеполуденный отдых Фавна» стала отражением портретов непохожих друг на друга людей. В сюжете рассказывается о Фавне, который просыпается и любуется виноградом, играет на флейте. Вдруг появляется первая группа нимф, а затем вторая, которая сопровождает главную. Фавн, привлеченный танцами, бросается к ним, но те в испуге разбегаются.
Режиссером выступил маэстро Валерий Гергиев. Балет поставили для артистов Мариинского театра. В Новой Третьяковке его исполнили солисты театра «Урал Опера Балет».
— Это было действительно удивительное представление. Артисты как будто бы летали в воздухе. Движения завораживают, музыка успокаивает. После просмотра захотелось сходить на балет и посмотреть полноценное представление, — рассказала посетительница акции «Ночь искусств» Татьяна Могилевская.
Перформанс «Сны о весне священной» поставили на музыку Игоря Стравинского, а хореографом выступила Анастасия Пешкова. Под руководством постановщиков танцевальный стиль «брейк-данс» получил художественные задачи, а энергию баттла, родственную народной культуре, переместили в рамку сцены. Музыка «Весны священной» стала отправной точкой для появления хореографического и музыкального текста, который не держится за ярлыки, и находит свою форму высказывания.
Композиции для «Петрушки» также написал Игорь Стравинский, а танцевальные движения поставил Владимир Варнав. Перфоманс трансформирует классическую постановку в вывернутую наизнанку игрушку, которая превращает оригинальный танцевальный текст в стендап-репетицию, открытый диалог со зрителем на тему жизни прошлого, будущего и настоящего.
Дизайнеры выставки ввели в экспозицию игровой элемент, чтобы дать зрителю возможность почувствовать себя в театральном закулисье: в гримерных, декорационных и пошивочных цехах и даже у балетного станка в репетиционном зале с зеркалами во всю стену.
Жизнь «дягилевских» сезонов длилась около 20 лет. Привлекая самых смелых художников своего времени и не менее авангардных танцоров и хореографов, Сергей Дягилев перевернул представление о балете в Европе и мире.
Выставка уникальных экспонатов стала своего рода генеральной репетицией будущего зала Сергея Дягилева, создание которого планируется в Новой Третьяковке на Крымском Валу в ближайшее время. Экспозиция «Дягилев. Генеральная репетиция» действительно то, что должен увидеть современный зритель, ведь она завораживает своими шикарными эскизами и показывает истину русского балета.